Марсианские хроники

Михаил Трофименков о космосе, открытом в кино

Ни одно изобретение не приблизило людей к космосу так, как кино. Удалось ему это "от обратного". Надвигаясь с экрана на зрителей, обыденный поезд казался болидом Жюля Верна. А ракеты Жоржа Мельеса, отца спецэффектов,— обыденными и милыми. Именно на поезде, взмывающем с альпийского пика, экспедиция профессора Мабулоффа отправлялась на Солнце ("Путешествие через невозможное", 1904). Впрочем, 20-минутный фильм кажется громоздким и не слишком остроумным "ремейком" "наивного" шедевра "Путешествие на Луну" (1902). Ракета профессора Барбенфуйи, выпущенная из 300-метровой пушки, врезалась в глаз плаксивой Луны. Легкомысленно — для космической-то стужи — одетые балерины театра "Шатле" изображали томные светила, а акробаты "Фоли-Бержер" — по-лягушачьи прыгающих в рощах гигантских грибов селенитов.
)