Весной с крыши административного корпуса бывшего Автомобильного завода имени Ленинского комсомола (АЗЛК) на Волгоградском проспекте были демонтированы гигантские буквы — «МОСКВИЧ». Это был один из последних атрибутов, напоминавших о когда-то работавшем здесь предприятии. «Ъ» решил узнать, во что были превращены заброшенные цеха легендарного «Москвича», и заодно вспомнить его почти 70-летнюю историю.
Завод «Москвич», основанный в 1930 году, окончательно встал еще в 2001 году, а в 2006-м был признан банкротом. В том же году недвижимость «Москвича» — 54 объекта площадью около 750 тыс. кв. м — ушла с молотка за 5,6 млрд руб. группе «Метрополь». Впоследствии некоторые здания выкупило правительство Москвы, решив на территории части из них, включая административный корпус АЗЛК, организовать «Технополис “Москва”»
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Коротаев
Сегодня об автомобильном прошлом зданий, входящих в «Технополис “Москва”», почти ничего не напоминает: из атрибутики завода остались только демонтированные и сложенные буквы «МОСКВИЧ», пустые еще не отреставрированные цеха и редко попадающиеся старые плакаты. В будущем буквы будут отреставрированы и вписаны в архитектурный облик «Технополиса»
Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов
История «Москвича» началась с выпуска легковых и грузовых автомобилей Ford. Первый автомобиль «Москвич» предприятие стало серийно собирать только в 1947 году: это был «Москвич-400». Четырехмиллионный «Москвич» сошел с конвейера завода в сентябре 1986 года, но уже тогда из-за претензий к качеству сборки со стороны покупателей часть машин АЗЛК (Автомобильный завод имени Ленинского комсомола до 1992 года, после ОАО «Москвич») оставалась на складах
Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов
В бывшем цеху прессового производства АЗЛК сегодня царит разруха: никакого оборудования давно здесь нет, уже лет как десять назад оно было продано в Китай, Индию, Турцию, Иран. Этим летом власти Москвы планируют начать реконструкцию цеха: через год его смогут занять резиденты «Технополиса “Москва”» — компании, занимающиеся микроэлектроникой, робототехникой, биофармацевтикой
Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов
Первый раз конвейер АЗЛК остановился в 1996 году. До выпуска последнего автомобиля оставалось пять лет
Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов
Рядом с бывшим музеем «Москвича» располагается административный корпус АЗЛК. Вместе со зданием музея он войдет в состав отельно-офисного комплекса, который должен быть открыт к 2017 году. Пока он пустует: только на первом этаже лежат снятые с его крыши буквы «МОСКВИЧ»
Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов
Когда-то этажи административного корпуса АЗЛК занимали руководство завода, бухгалтерия и другие непроизводственные отделы. Сегодня здание закрыто для посетителей: кабинеты завалены осыпавшейся штукатуркой и всяким хламом
Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов
В административном корпусе была не только собственная столовая, но и концертный зал
Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов
Выкупив у группы «Метрополь» здания АЗЛК, правительство Москвы решило организовать на их месте технопарк. Проект стартовал в 2010 году, а в декабре 2012 года получил название «Технополис “Москва”»
Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов
Одним из первых были реконструированы цех гальванопокрытий и сварочно-кузовной цех общей площадью 220 тыс. кв. м. В 2013 году на территории «Технополиса “Москва”» был открыт научно-инновационный таможенный пост
Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов
Сегодня на территории «Технополиса “Москва”» уже разместили свои производства 26 компаний: среди них корейский производитель светодиодов Powerful LED, российско-французская компания «Крокус наноэлектроника» (чипы) и ХК «Композит» (композиционные материалы). Общее число сотрудников, работающих здесь, достигает 1 тыс. человек. В планах руководства «Технополиса» увеличить эту цифру к 2017 году до 10 тыс.
Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов
В «Технополис “Москва”» переехала библиотека Политехнического музея, который до 2018 года будет закрыт на реконструкцию. На упаковку книжного фонда, который насчитывает около 3,5 млн экземпляров, ушло полтора года. Сегодня книги хранятся нераспакованными, но это не мешает библиотеке обслуживать читателей
Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов
В бывших цехах АЗЛК свое производство автомобилей разместило «Рено Россия», когда-то «Автофрамос» — в прошлом совместное предприятие, созданное в 1998 году французским концерном Renault и правительством Москвы. В 2012 году Renault стал единственным владельцем предприятия, выпускающего в год около 160 тыс. автомобилей — модели Renault Logan, Renault Sandero, Renault Fluence, Renault Duster, Renault Latitude и Renault Koleos
Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов
Во времена расцвета у АЗЛК было все — и собственный дворец спорта, и культурный центр (на фото). В отличие от завода, им удалось выжить. Как и раньше, в культурном центре «Москвич» работают многочисленные детские студии, а на сцене выступают труппы столичных театров
Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов
Найти хоть какую-то атрибутику, оставшуюся в культурном центре «Москвич» от АЗЛК, как и в пустующих цехах завода, сегодня практически невозможно
Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов