Посвящение в настоящее

Лиза Биргер об экранизации «Дающего» и других антиутопиях для подростков

"Посвященный", выходящий в прокат на этой неделе,— это экранизация и без того довольно успешного романа (по-русски — перевод Анны Шур — книга Лоис Лоури называется "Дающий", пока издан только первый том тетралогии, после выхода фильма обещают второй и третий). И хотя мир уже давно заполонен "Голодными играми" и прочими "Дивергентами", на самом деле именно "Дающий" должен был быть в этом ряду первым. Права на экранизацию были куплены еще в том 1994 году, когда роман Лоури получил медали Ньюбери и Регина и стал лучшей книгой для подростков по версии Американской библиотечной ассоциации. Тогда же возникло целое движение по превращению книги в фильм. Но все это несомненное признание существовало параллельно со спорами, можно ли вообще считать литературой тетралогию Лоури. Споры закончились сами собой, когда более чем десять лет спустя начался бум антиутопий для так называемых young adults — и если Сьюзен Коллинз с ее "Голодными играми" еще есть за что похвалить в литературном смысле, то, к примеру, Вероника Рот или Лорен Оливер таких возможностей читателю не оставляют. На их фоне "Дающий" смотрится как школьная классика (в США так и есть — он давно уже в первой десятке современных книг, изучаемых в школе), как "Повелитель мух", возвышающийся над копеечной фантастикой.
)