Ходить в театр снова модно — вот уже который сезон начинается при небывалом стечении публики, вызывающем ностальгическую радость у тех, кто помнит 70-е и 80-е. Билеты раскупают, театральных режиссеров знают в лицо, о спектаклях спорят. Последний раз такой театральный бум мы переживали 30 лет назад, и, если сравнить сегодняшнюю ситуацию с той, легко обнаружить отличия: в "прежние" времена спектакль был скорее локальным событием, превратиться в событие глобальное ему мешали технические и логистические сложности. Театрал хорошо ориентировался в местной системе художественных ценностей, но немногое знал о театре за пределами своего города, и дело было вовсе не в одном железном занавесе. Активизация фестивальных дирекций и наступление эпохи видеозаписи и прямых интернет-трансляций сделали театр почти таким же доступным, как кино,— и обнаружили огромное разнообразие тенденций, направлений, мод. Разумеется, ни один крупный художник не принадлежит целиком и полностью одному направлению, и ни одно направление не исчерпывается несколькими именами. Но если представить себе, что махине современного театра дали волшебную команду "Замри!", то все ее участники и явления ненадолго распределятся по нескольким основным ячейкам — или, если угодно, полкам. Не претендуя на полноту и объективность, Weekend предлагает свою топографию современного театра.
«Эйнштейн на пляже», режиссер Роберт Уилсон, 2014 год
Робер Лепаж. «Гамлет. Коллаж», Театр Наций, 2013 год
Фото: Коммерсантъ / Роман Должанский
Cirque du Soleil. «Kooza», 2008 год
Фото: Коммерсантъ / Василий Шапошников
Михаэль Тальхаймер. «Тартюф», театр Schaubuene, 2014 год
Фото: Katrin Ribbe
«Римини Протокол». «Remote Moscow», 2015 год
Фото: teatrall.ru
«Сказки Пушкина», театр Наций, 2015 год
Фото: Театр Наций
Ян Фабр. «Гора Олимп», 2015 год
Фото: Wonge Bergmann
Ян Фабр. «Гора Олимп», 2015 год
Фото: Wonge Bergmann
Cirque du Soleil. «Zarkana», 2014 год
Ариана Мнушкина. «Хоэфоры», Theatre du Soleil, 1991 год