Если подумать, то у автомобиля и самолета много общего. Особенно если сравнивать их по состоянию на начало ХХ века, когда и те и другие только появились. Первые тогда еще по старинке называли "самодвижущимися экипажами", а вторые - "аэропланами".
Офицерская воздухоплавательная школа в Гатчине была сформирована в 1910 году и почти сразу же обзавелась автомобилями. Среди приобретенных транспортных средств оказалась и итальянская Lancia, принятая на баланс 11 августа 1911 года и указанная в документах как "Ланчио".
Фото: Марат Хайрулин, Геннадий Петров
О Максе фон Лерхе известно, что он получил права пилота в 1911 году, принимал участие в первом российском междугороднем перелете Петербург - Москва, но до конечной точки не долетел и разбился, получив тяжелые травмы. В 1912 году фон Лерхе участвовал в Балканской войне на стороне болгарских войск, причем привез на фронт два личных аэроплана, но, обидевшись на болгар из-за запрета на применение авиации на фронте, вернулся обратно.
Фото: Марат Хайрулин, Геннадий Петров
Настоящее имя Янковского - Ежи Витольд, он родился в Лодзи, окончил Варшавскую школу пилотов "Авиата". С 1914 года воевал на собственном аэроплане, после первого сбитого немецкого самолета был произведен в прапорщики. В Гражданскую Янковский перешел на сторону белых, потом эмигрировал и служил в ВВС Хорватии. После оккупации немцами оказался в Люфтваффе и в 1941 году летал бомбить Москву, где в это время жила его мать.
Фото: Марат Хайрулин, Геннадий Петров
Михаил Ефимов сидит за рулем "Фиата" с городским номером 1748, однако являлся ли он его хозяином, установить сложно, так как в списках московских автовладельцев напротив этого номера стоит прочерк. "Жестянка" с таким числом могла быть выдана не ранее 1913 года, а сам автомобиль выпущен за несколько лет до этого. Снимок сделан на Ходынском поле, напротив павильона Московского общества воздухоплавания.
Фото: Марат Хайрулин, Геннадий Петров
В 1910 году Михаил Ефимов приобрел себе не только аэроплан, но и машину. Журнал "Автомобилист" в N16 за 1910 год поделился с читателями новостью о том, что Ефимовым приобретен в магазине "Г. Марк и К" французский Gregoire для поездки из Москвы в Севастополь.
Фото: Марат Хайрулин, Геннадий Петров
Навыки вождения пригодились Михаилу Ефимову во время Гражданской войны: в 1919 году он отступал из Крыма вместе с красными в качестве водителя автоколонны, спасаясь от наступления войск Деникина. Под Херсоном его колонна застряла, машины пришлось бросить и сжечь, а сам Ефимов пешком отправился в Одессу. В августе 1919 года в городе высадился белогвардейский десант, от которого Ефимов пытался скрыться, но его поймали, арестовали и казнили.
Фото: Марат Хайрулин, Геннадий Петров
Этот же двухместный Gregoire можно видеть на снимке у павильона Московского общества воздухоплавания на Ходынском поле: в салоне автомобиля никого нет, взгляды всех присутствующих на снимке людей обращены к небу - не исключено, что в воздухе в этом момент сам Габер-Влынский.
Фото: Марат Хайрулин, Геннадий Петров
Снимок относится к 1916 году и сделан на Ходынском поле у ангаров завода "Дукс", аэропланы которого Россинский на пару с Габер-Влынским испытывал перед отправкой на фронт. Рядом с ним в машине сидит военный летчик подпоручик Виктор Георгиевич Соколов, принимавший у "Дукса" аэропланы. На заднем плане у ангара виден истребитель Nieuport X, построенный по французской лицензии заводом "Дукс".
Фото: Марат Хайрулин, Геннадий Петров
Изображенный на фотографии автомобиль обозначался в фирменном каталоге как Opel 9/25PS Sportwagen. Эту модель фирма представила в 1913 году: четыре цилиндра объемом 2 л, мощность 27 л. с., легкий двухместный кузов, скорость 85 км/ч. Сохранились кадры довоенной кинохроники, где Россинский позирует за рулем "Опеля", когда машина окрашена в два цвета, а на капоте еще нет маскота с пропеллером - самой характерной детали для автомобилей наших авиаторов.
Фото: Марат Хайрулин, Геннадий Петров
Известен и снимок Россинского с "Опелем" в более позднее время. Машина с другими номерами, светотехникой и дверными ручками сфотографирована на Ходынском поле. Техника на заднем плане позволяет точно датировать фотографию: она была сделана в 1921 году, когда аэропланы "Илья Муромец" работали на линии Москва - Харьков. Изъятие частного автотранспорта Россинского не коснулось - кто же заберет машину у самого "дедушки русской авиации".
Фото: Марат Хайрулин, Геннадий Петров
Фото: Марат Хайрулин, Геннадий Петров