Главным автомобильным событием следующего года обещает стать появление правительственного лимузина проекта "Кортеж", создаваемого к инаугурации президента России. Ожидается, что после марта 2018 года глава государства окончательно пересядет на отечественный автомобиль, а Mercedes-Benz останется в прошлом. Мы же решили вспомнить, как проходил процесс пересаживания на отечественные автомобили 70 лет назад.
Снимок выходящего из ЗИС-115 Иосифа Сталина - одна из последних прижизненных фотографий вождя, сделанная 7 ноября 1952 года. Броневик остановился между Сенатским дворцом и Кремлевской стеной напротив прохода к Мавзолею.
Один из ЗИС-110С на территории завода имени Сталина. На колесах смонтированы покрышки модели Т-20 с белыми бортами, маскировавшими броневик под обычный ЗИС-110. В дальнейшем от белых боковин пришлось отказаться - с ними срок службы шин уменьшался в два-три раза.
Испытания в южных районах выявили необходимость "установки, охлаждающей воздух" или кондиционера: "Комиссия отмечает, что сроки изготовления такой установки Министерством мясной и молочной промышленности СССР не выполнены; внимание Министерства к этим работам явно недостаточное". В итоге кондиционеры броневики получили только в 1954 году.
Защита довоенных "Паккардов" была довольно своеобразной: на деревянном каркасе кузова крепились бронелисты толщиной 6 мм, способные выдержать попадание винтовочной пули с дистанции в 100 м. Закупленные в 1936-1937 годах броневики эксплуатировались почти полтора десятка лет. В 1947 году такие "Паккарды" были закреплены не только за Сталиным, но и за Молотовым, Берией, Ждановым, Микояном, Маленковым, Ворошиловым и Андреевым.
Каркас бронекорпуса, установленный на раму, задняя часть кузова обшита наружными панелями - пространство между корпусами оставалось пустым. Вес бронекорпуса ЗИС-110С вместе с заклепками и мелкими деталями составлял 1210 кг. Крыша, борта и двери изготавливались из брони толщиной 6 мм, а днище - 4 мм. Заклепки делались с пулестойкими головками.
Слишком тяжелый ЗИС-110С товарищ Сталин попросту игнорировал. На праздник по случаю Дня Воздушного флота СССР в Тушино 17 июля 1949 года он приехал на стареньком "Паккарде". Годом ранее он также предпочел "Паккард" для поездки на Тушинский аэродром.
Полное круговое отслоение протектора покрышки - три таких случая произошли в ходе испытаний 1947 года. Также случались разрушения бортов и каркасов покрышек, отрывы вентилей и разрывы камер по бандажной части.
Испытания колес И-85 с двойными камерами проводились на специальном стенде, имитирующем проколы и порезы на дороге: вращавшееся колесо десять или двадцать раз прокалывалось либо шипом, подведенным к беговой дорожке, либо ножом, прорезающим покрышку на длину от 15 до 24 см.
Обстрел брони производился простыми свинцовыми пулями калибра 7,62 из трехлинейной винтовки с дистанции 35-50 м на полигоне завода имени Орджоникидзе. Брак при полигонных испытаниях достигал 60 процентов. В 1949 году дистанцию обстрела увеличили до 50 м.
Броня на крышу, двери и борта изготавливалась из броневой стали марки ХГСМ - ее делали в Подольске на машиностроительном заводе имени Орджоникидзе, а термообработку она проходила на Ижорском заводе имени Жданова в Ленинградской области, откуда возвращалась снова в Подольск. Днище сваривалось из стали марки 43ПСМ, соответствующей требованиям танковой брони.
Для ЗИС-110СО "прозрачную броню" улучшили, и она стала выдерживать попадания нескольких пуль с дистанции 25 м без потери "тыльной прочности". При поражении брони несколькими пулями сохранялась и возможность частичной видимости, что позволяло вывести автомобиль из зоны обстрела при поражении стекла шофера. Стекла "Паккарда" выдерживали попадание пули лишь с 50 м.
Для облегчения веса броневика решили уменьшить толщину брони: днище для ЗИС-110СО делали из трехмиллиметровых листов, а крышу, борта и двери - из листов толщиной 5 мм. В результате сухой вес уменьшился до 4170 кг. Правда, в процессе производства толщина увеличилась сначала до 5,3, а затем и до 5,6 мм.
Если у ЗИС-110С заднее стекло состояло из двух половинок, что выдавало в нем броневик, то для ЗИС-110СО его сделали уже цельным без стальной перемычки.
Когда в 1952 году возник вопрос о поставке пяти броневиков ЗИС-115 для обслуживания лидеров Венгерской Народной Республики, то его цену определили в 800 000 руб. "Москвич" тогда стоил 9000, "Победа" - 16 000, а ЗИМ - 40 000 руб. В 1953 году десять ЗИС-115 заказал Китай, еще три броневика - 9-е управление КГБ, причем завод поставил чекистов в очередь за китайскими товарищами.
Только после начала производства ЗИС-110СО товарищ Сталин пересел с "Паккарда" на советский броневик, успев поездить на нем чуть более трех лет. В 1949-1950 годах изготовили 25 броневиков, потом их производство было прекращено и возобновилось только после смерти Сталина по заказам из других стран.