При слове "гараж" у любого среднестатистического россиянина возникает ассоциация с металлической или железобетонной коробкой, в которой кроме машины хранится еще всякое барахло из серии "жалко выбросить" или "когда-нибудь обязательно пригодится". Те, кто более продвинут, сразу вспомнят "народный гараж" - такую же безликую серую коробку, где стоимость машино-места сопоставима с ценой квартиры.
На автомобили Ford Model A возлагалась задача автомобилизации Советского Союза. Именно эту простую и дешевую модель приняли для производства на Горьковском автомобильном заводе имени Молотова под именем ГАЗ-А. Со временем "Фордики" стали основной машиной в стране.
Практически все свое существование Бахметьевский гараж использовался для хранения и обслуживания автобусов, которые покинули его только в 1999 году. Еще через два года Юрий Лужков передал здание еврейской общине, которая вместо реставрации занялась демонтажем шуховских ферм, и только вмешательство общественности остановило этот процесс. В 2001-2008 годах была проведена реставрация, однако облик гаража все равно искажается ярким цветом окраски и пластиковыми окнами. В 2008-2011 годах в здании размещался Центр современной культуры "Гараж".
Внутреннее пространство Бахметьевского гаража выполнено по типу манежа, разделенного на три нефа восемнадцатью тонкими металлическими колоннами. Металлические конструкции для гаража выполнил инженер Владимир Григорьевич Шухов.
Автобусы британской фирмы Leyland с 1924 года закупались для работы на московских маршрутах. В тот год приобрели восемь "Лейландов", а к концу 1926 года число автобусов возросло до 136, из них 96 было марки Leyland, 30 французских Renault и 12 немецких MAN. Самыми лучшими оказались "Лейланды", у "Рено" хорошим был только мотор, а у "МАНов" - только кардан.
Трапециевидное здание гаража размерами 54 на 167 м и площадью 8575 кв. м. задавало правила движения автобусов под тупым углом 127? к оси гаража. Мельников называл "формулой" такой принцип движения: "Система гаража, отличающаяся тем, что автомашина ставится на место и выезжает из гаража путем поступательного хода передом в одном направлении с поворотом под тупым углом".
Гараж на Новорязанской улице признан объектом культурного наследия, но даже такой статус не способствует его сохранению. Внешний вид гаража искажают многочисленные переделки: одни из ворот заложены стеклоблочной кладкой, возведено множество пристроек, врезаны пластиковые окна.
Создававшийся для грузовиков, гараж на Новорязанской улице с 1948 года стал 4-м автобусным парком. Первоначально в нем разместили 115 автобусов ЗИС-8 и ЗИС-16, переведенных из 3-го парка, располагавшегося в Бахметьевском гараже. До сегодняшнего дня бывший гараж МКХ продолжает использоваться как автобусный парк.
Грузовой гараж МКХ и Бахметьевский гараж выполнены в едином стиле, где металлоконструкции сочетаются с кирпичной кладкой. И там и там над воротами сделаны круглые окна - один из любимых приемов конструктивистов, делающий здание похожим на корабль. Расположенный рядом с "Тремя вокзалами" грузовой гараж МКХ еще и хорошо вписывался в стилистику района с паровозными депо, мастерскими и жилыми домами.
Гараж Наркомтяжпрома выполнен по классическим канонам советского архитектурного авангарда: высокая доминанта административного здания и протянувшееся вдоль набережной помещение для автомобилей. Низкие и длинные окна тянутся вдоль всего фасада, лестничные пролеты остеклены, а само остекление сделано полукруглым. А сверху - обязательная крыша-терраса.
О влиятельности Орджоникидзе и его наркомата говорит тот факт, что в тридцатые годы активно обсуждалась постройка здания НКТП на Красной площади. Одним из самых смелых можно назвать проект Аркадия Мордвинова, предложившего единое здание без двора с центральным 25-этажным корпусом в центре и башнями в 20 этажей по углам. В подвальных помещениях Мордвинов планировал разместить гараж, из которого автомобили выезжали бы прямо на Красную площадь.
Сохранился эскиз "Авто-базы на 350 машин ВСНХ СССР" авторства другого архитектора - Михаила Адольфовича Минкуса. Эскиз датирован 1931 годом и позволяет увидеть, как мог выглядеть гараж "Наркомтяжпрома", если бы конкурс выиграл не Фельзер, а Минкус.
"Наркомтяжпром" возглавлял Серго Орджоникидзе - большевик с дореволюционным стажем, ближайший друг Сталина из числа тех, кто был с ним "на ты" и называл его Коба. За темпераментность и напористость соратники называли Орджоникидзе "таран революции", а за верность вождю - "ишак Сталина". Его деятельность трудно переоценить: мощным рывком "от сохи" в сторону ядерной бомбы СССР во многом обязан Серго Орджоникидзе.
Гараж Госплана входит в комплекс так называемой Дангауэровки - соцгородка, выполненного в 1928-1932 годах полностью в стиле конструктивизма по проекту сразу нескольких архитекторов. Район получил название от бывшего рабочего поселка котельного и литейного завода Дангауэра и Кайзера, ставшего при советской власти заводом "Компрессор".
Самой главной потерей для гаража Госплана стало исчезновение дымовой трубы, игравшей важную композиционную роль в фасаде здания - она соединяла воедино все элементы здания. Когда это произошло - неизвестно, но на фотографии 1957 года труба уже отсутствует. И, конечно же, вид на гараж портят огромные деревья, закрывающие собой его фасад.
Госплан СССР - государственный орган, осуществлявший планирование народного хозяйства, а также контроль за его выполнением. Изначально Госплан играл консультативную роль, но в тридцатые годы достиг настоящего могущества: под его руководством осуществлялась программа индустриализации СССР, поделенная на пятилетние планы или "пятилетки", которые выполнялись всегда досрочно.
Доминантой фасада стала диагональ, рисующая знак бесконечности. "Путь туриста изображен бесконечностью, - писал Константин Мельников, - начиная его с размаха кривой и направляя его быстрым темпом вверх в пространство". В верхней части должен был находиться еще и логотип ВАО "Интурист", от которого пришлось отказаться из-за передачи гаража в ведение НКВД. Левая половина здания также переделана под неоклассический стиль, противоречащий первоначальному замыслу Мельникова.
Если Бахметьевский гараж и гараж на Новорязанской улице Мельников выполнил целиком, то для гаража "Интуриста" нарисовал только фасад, который он видел как "экран", по которому будут мелькать проезжающие по пандусу автомобили. Разработкой проекта занималась Архитектурно-проектная мастерская Моссовета N 7, а рабочие чертежи делал архитектор мастерской Владимир Курочкин.
Автобусы у "Интуриста" были советскими: экскурсионные с открытым кузовом на шасси ГАЗ-АА и закрытые на базе грузовиков АМО-4 с кузовом "Люкс", рассчитанным на 21 пассажира. Сиденья в салоне "Люкса" обивались кожей, на окнах были занавески, а на потолке - плафоны освещения.
Для обслуживания иностранцев "Интурист" закупил партию "Линкольнов", которые в тридцатые годы можно было видеть на парковке у "Метрополя" или "Националя". Ряды роскошных лимузинов и фаэтонов с гончими на пробках радиаторов вдохновляли фотографов Александра Гринберга и Якова Халипа на создание снимков, признанных сегодня классикой советской фотографии.