Где-то в начале девяностых годов один автомобильный историк запустил байку о том, что «Победу» изначально хотели назвать «Родиной», но тут вмешался товарищ Сталин и грозно спросил: «И почем будет продаваться "Родина"?» Сама постановка вопроса попахивала 58-й статьей и Воркутой с Магаданом, поэтому от названия «Родина» решили отказаться и назвали машину «Победой». И, как драматически пишет тот же историк, сколько стоила Победа, Сталин знал, подразумевая под этим число жертв в Великой Отечественной войне.
Товарищ Сталин внимательно относился к новинкам советской автомобильной промышленности, одобрял или не одобрял те или иные модели, вносил свои замечания и устанавливал цены. В 1947 году он установил цену на автомобиль ГАМ М-20 "Победа" в размере 16 000 рублей. За все время его правления эта цена не повышалась и не понижалась.
В Москве единственным местом, где можно было приобрести "Победу" или "Москвич", являлся магазин "Автомобили" на Бакунинской улице, 21. Магазины с таким же названием были открыты в Ленинграде, Новосибирске, Свердловске, Хабаровске, Киеве, Минске, Риге, Тбилиси, Баку, Ташкенте и Алма-Ате.
Постановлением Совета министров N 1437 от 7 мая 1947 года цена "Победы" определялась в размере 16 000 рублей. В эту сумму входили и расходы на реализацию автомобиля в размере 6 процентов от его розничной цены -- это 960 рублей.
С 1949 по 1953 год выпускалась модификация "Победы" с кузовом типа "кабриолет", стоившая на 500 рублей дешевле из-за отсутствия металлической крыши, которая штамповалась из единого стального листа. В те годы еще существовал дефицит штамповочной стали, вызванный разрушением металлургических предприятий во время войны.
По подсчетам советских чиновников, вместо одной "Победы" можно было купить по парочке Studebaker Champion или Ford Zephyr, которые значительно превосходили ее по мощности, комфортабельности и новизне. И после такой покупки еще оставались лишние деньги.
Горьковский автозавод не мог полностью удовлетворить спрос на свою продукцию, поэтому за "Победами" выстраивались очереди, а на перепродаже машин зарабатывали деньги спекулянты. Повышением цен на автомобили Министерство финансов СССР планировало ликвидировать очереди и спекулянтов одновременно
В тексте распоряжения Совета министров N 434-р от 24 января 1955 года, подписанного Булганиным, модернизированная "Победа" фигурирует под заводским индексом М-20-А, хотя на самом деле обновленной модификации был присвоен индекс М-20-В. Во всех документах, касающихся обсуждения цены, модернизированная "Победа" также упоминается как М-20-А.
Главным отличием "Победы" 1955 года стала новая облицовка радиатора, состоявшая из трех крупных горизонтальных брусьев. Самое заметное нововведение оказалось и самым дешевым -- такая облицовка увеличивала себестоимость машины только на 30 рублей. Например, приборы с новым оформлением добавляли 195 рублей, руль с кольцевой кнопкой сигнала -- 181 рубль, а другие "фасоны обивки салона" -- 90 рублей.
В 1954 году среднемесячная заработная плата в промышленности составляла 792 рубля, в строительстве -- 711, на водном транспорте -- 897, в сельском хозяйстве -- 440, в госаппарате -- 768, в торговле -- 556, в образовании -- 739, в здравоохранении -- 509 рублей.
Если при Сталине цены на продовольственные продукты постоянно снижались, то после его смерти менялись незначительно. Килограмм черной икры в 1955 году стоил 140 рублей, мясо продавалось от 12 до 18 рублей, живой карп стоил 5 рублей за килограмм. Обед в столовой обошелся бы в 2-3 рубля, а "средний чек" в ресторане за ужин с вином составил бы 25 рублей.
Стоимость бутылки водки в нашей стране всегда была главным ценовым ординаром, с которым сравнивались остальные цены. В 1954 году водка "Столовая" крепостью 50 градусов из спирта двойной ректификации стоила 26 рублей 50 копеек, элитная "Столичная" крепостью 40 градусов продавалась за 29 рублей 95 копеек, а самая дешевая сорокаградусная водка заводов Главспирта стояла на полках с ценником 21 рубль 20 копеек.
Кроме автомобиля самым желанным "товаром народного потребления" для советских людей в пятидесятые годы был телевизор. Самая распространенная модель КВН-49 в различных модификациях стоила от 900 до 1200 рублей. Производство телевизоров в СССР развивалось значительно стремительнее, чем автомобилей: если в 1950 году сделали 12 000 КВН-49, то к 1960 году -- уже 1,7 млн.