Выражение "оптом дешевле" настолько прочно вошло в нашу жизнь, что стало уже устоявшимся словосочетанием, рекламным слоганом и даже названием для кинофильма. И любой знает, что оптовая цена всегда будет значительно ниже розничной - таковы законы торговли. Но в СССР все было по-другому.
Цены на автомобили также снижались. Например, розничная цена на "Москвич" с кузовом седан в 1948 году упала с 10 тысяч до 9 тысяч, а вот "Победа" при Сталине всегда стоила 16 тысяч рублей. Оптовые цены ранее также были выше: например, в 1949 году "Победа" продавалась за 33 тысячи рублей, а "Москвич" - за 18 тысяч. В 1950 году цены были уже 21 тысяча и 13,5 тысячи рублей соответственно.
После войны цены на товары постоянно снижались - такова была политика Сталина, направленная на улучшение жизни советских граждан. С 1947 по 1953 год белый хлеб подешевел с 5,5 до 3 рублей за килограмм, черный хлеб - с 3 до 1 рубля, мясо - с 30 до 12 рублей за килограмм, молоко - с 3 до 2 рублей за литр, сливочное масло - с 65 до 27 рублей за килограмм, растительное масло - с 30 до 17 рублей, водка - с 60 до 22 рублей за бутылку.
В 1952 году заводская себестоимость автомобиля ГАЗ-М20 "Победа" с кузовом седан составляла 16 023 рубля 10 копеек, из них 4536 рублей уходило на материалы, 5388 - на покупные изделия и полуфабрикаты, 3092 - на цеховые расходы, 1261 - на заработную плату, 1022 - на износ и ремонт инструментов, 595 - на общезаводские расходы и еще 95 рублей - на потери от брака.
Заводская себестоимость "Победы" также с каждым годом снижалась. Так, еще в 1951 году она равнялась 20 929 рублям 26 копейкам. Значительно больше в тот год оказались расходы на материалы - 5250 рублей, а также покупные изделия и полуфабрикаты - 7331 рубль. На заработную плату в тот год уходило 1394 рубля, на износ и ремонт инструментов - 1235, а на цеховые расходы - 3647 рублей.
Также в 1952 году для продажи колхозам предназначались 1550 газогенераторных грузовиков УралЗИС-21А, работавших на торфе или древесных чурках. Из-за тяжелой газогенераторной установки грузоподъемность УралЗИС-21А упала с 2 до 2,5 тонны по сравнению с его бензиновым аналогом ЗИС-5. Стоимость грузовика УралЗИС-21А составляла те же 16,5 тысячи рублей, как и в случае с ГАЗ-51.
Также в 1952 году для продажи колхозам предназначались 1550 газогенераторных грузовиков УралЗИС-21А, работавших на торфе или древесных чурках. Из-за тяжелой газогенераторной установки грузоподъемность УралЗИС-21А упала с 2 до 2,5 тонны по сравнению с его бензиновым аналогом ЗИС-5. Стоимость грузовика УралЗИС-21А составляла те же 16,5 тысячи рублей, как и в случае с ГАЗ-51.
В 1952 году государство выделило для продажи колхозам 22,5 тысячи грузовых автомобилей ГАЗ-51 грузоподъемностью 2,5 тонны. Грузовик продавался колхозам за 16,5 тысячи рублей. При этом в таблице оптовых и розничных цен, вступавших в действие с 1 апреля 1952 года, не значится четырехтонный грузовой автомобиль ЗИС-150, который для продажи колхозам, очевидно, не предназначался.