До войны попытка дать советскому народу «народный автомобиль» не увенчалась успехом. История, в общем-то, известная. Сначала товарищу Сталину не понравился двухдверный кузов малолитражки КИМ-10-50, его начали было переделывать в четырехдверный с индексом 10-52, но тут началась война, спутавшая все карты. Уже выпущенные автомобили с двухдверным кузовом продавали по разрешению «сверху», но и в финансовом плане проект оказался неудачным: себестоимость КИМ-10-50 составляла 59 тысяч рублей, а покупатели платили за него всего 8 тысяч.
В 1947 году при изготовлении одного автомобиля на зарплату рабочим уходило 2911 рублей, в 1948-м – 1349, в 1949-м – 1036, в 1950-м – 744, в 1951-м – 628, в 1952-м – 643, в 1954-м – 561, а в 1954 году – 571 рубль.
13 710 000 рублей составила выручка завода за 1947 год. Из них 6 754 500 рублей – за 1501 «Москвич», которые считали по 4500 за штуку, а остальное – работы и услуги на сторону, а также запчасти.
В 1949 году себестоимость «Москвича» удалось понизить даже за счет такой мелочи, как шинный манометр в комплекте инструмента: модель МД-3 по рацпредложению товарища Симонова заменили на ВМ 1/2, что дало экономии 27 рублей на машину.
Реклама сберегательных книжек призывала вкладчиков копить на «Москвич», стоивший 9000 рублей. Средняя зарплата в те годы составляла от 500 до 1000 рублей, поэтому за «Москвичами» быстро выстроилась очередь из «накопивших» – завод не успевал за спросом.
Выпуск за 1949 год составил 19 806 автомобилей, из них 15 342 седана, включая сюда и санитарный вариант, и шасси без кузова, 3823 кабриолета и 641 фургон. Итоги 1950 года – 30 203 «Москвича». Тогда сделали 18 049 седанов, 10 754 кабриолета и 1400 фургонов.
Заводская себестоимость фургона на базе «Москвича» сравнялась с оптовой ценой в 1951 году: 18 091 и 18 050 рублей соответственно. В дальнейшем его выпуск стал прибыльным. Так, в 1955 году при оптовой цене 10 800 рублей заводская себестоимость составляла 9785 рублей.
В 1950 году Госплан распределил 30 310 «Москвичей», отправив 17 685 на продажу частным лицам, 10 646 – на продажу госучреждениям, 589 – в резерв Совета министров и 1390 – на экспорт. Из них в Швецию уехало 873 «Москвича», в Финляндию – 217, в Бельгию – 200, в Монголию – 41, в Египет – 30, а в Албанию и Польшу – по 10. Еще 15 машин проходят по графе «прочие страны».
За 1953 год МЗМА выпустил 34 976 автомобилей «Москвич»: 32 252 седана, 905 санитарных, 1534 фургона и 285 шасси без кузова. План на 1954 год определили в 43 000, но завод сделал 43 222 машины, перевыполнив план на полпроцента. Седанов за тот год сделали 40 981, санитарных – 380, фургонов – 1763, шасси – 148.
В 1955 году оптовая цена «Москвича» равнялась 8450 рублям, а заводская себестоимость – 7819. Как всегда, большую часть составляли покупные полуфабрикаты – на 3375 рублей, сырье – на 1454 рубля и общецеховые расходы – на 1430 рублей. Причем планом себестоимость определялась в размере 7963 рублей, то есть МЗМА план перевыполнил.