19 апреля 1970 года с главного конвейера Волжского автомобильного завода сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули». В тот день вряд ли кто-то из тех, кто присутствовал при торжественном событии, представлял, какое значение будет иметь этот автомобиль для страны и ее народа.
Прием советской делегации в Италии. Кроме блюд, на столе расставлены и разноцветные модельки FIAT-124 – главного предмета переговоров.
Испытания будущей «Копейки». Внешне – почти FIAT-124, но в бампере уже есть отверстие под «кривой стартер». Самые значительные изменения итальянцам придется сделать в моторе, переделав его с нижневального на верхневальный, полностью переработать заднюю подвеску, а также заменить в задних тормозах диски на барабаны. И еще повысить дорожный просвет.
Итальянский FIAT-124 в чистом виде. Внешние отличия: дверные ручки под естественный хват руки, более низкий дорожный просвет и отсутствие «клыков» на бамперах. Модель с индексом 124 и ее различные модификации выпускались с 1966 по 1974 год. По лицензии автомобиль производился также в Испании, Южной Корее, Индии и Турции.
Одна из первых рекламных съемок ВАЗ-2101. На переднем плане экспериментальные образцы с номерами «проба», прикрученными прямо на решетку радиатора – кронштейны еще просто не успели сделать. Сейчас бы такую фотографию сочли недопустимой, но тогда времена были проще. Снимок был опубликован в англоязычном буклете «Внешпосылторга», где был отдельный абзац с заголовком «No troubles in winter».
Не успели на заводе наладить конвейер, как вазовские дизайнеры Владислав Пашко и Владимир Антипин уже начали работать над обновлением облика ВАЗ-2101. Первая попытка представляла собой установку прямоугольных фар от «Москвича-412», черной пластиковой решетки радиатора с тонкой горизонтальной полоской посередине, хромированной рамочки и подфарников от «трешки». Получился откровенный «Москвич».
Параллельно с перекраиванием «копейки» Владислав Пашко вылепил в натуральную величину пластилиновый макет совершенно нового седана, напоминающего последние модели европейских фирм, и о том, что в его основе лежит ВАЗ-2101, напоминала только надпись на месте номерного знака. Но перспектив у этого полета фантазии не было никаких: так радикально менять кузов в семидесятые годы никто не собирался.
В следующем варианте от прямоугольных «москвичевских» фар решили отказаться и стали экспериментировать с круглой светотехникой. Одной из проб в этом направлении стало сужение двух фар, интегрированных в общую облицовку радиатора из черного пластика, и размещение на торцах передних крыльев вертикальных подфарников. Получился какой-то польский Fiat-125P, только двухфарный, и на этом работы свернули.
«Копейку» на электрическую тягу переводить не стали, но зато сделали это с модификацией универсала ВАЗ-2102. В 1976 году появился первый электромобиль 2102Э – фургон с гофрированными стенками вместо задних окон. В 1979 году Государственная комиссия рекомендовала модель к производству, но в начале восьмидесятых годов завод выпустил только опытно-промышленную партию примерно из полусотни машин.
Появление ВАЗ-2101 открыло новую эпоху советского автоспорта. В СССР это были ралли и кольцевые гонки, а на международной арене – марафоны. В 1971 году три экипажа стартовали на марафоне «Тур Европы – 71», маршрут которого проходил по территории 14 стран, и команда «ВАЗ-Автоэкспорт» завоевала серебряный кубок, а два года спустя во время «Тура Европы – 73» раллисты на ВАЗ-2101 выиграли золотой и серебряный кубки сразу.
«Копейку», если повезет, можно было и выиграть в «денежно-вещевую лотерею», попытав счастья и купив билетик всего за 30 копеек. Случаи подобных выигрышей были единичными, а зависть к таким счастливчикам – намного сильнее, чем к тем, кто купил собственный автомобиль на трудовые или, наоборот, «нетрудовые» доходы.