Модельный ряд наших автомобильных заводов в шестидесятые и семидесятые годы был до неимоверности унылым – одни седаны и универсалы. Возможно, что именно поэтому иномарки так поражали воображение строителей социализма разнообразием своих типов и форм. Но возникло в СССР в те годы и такое явление, которого почти не существовало на Западе, – движение самодеятельных конструкторов автомобилей.
Двухместный спортивный «Ленинград» в 1953 году построил инженер Аркадий Дмитриевич Бабич. Спустя шесть лет создатель родстера проехал на нем от Симферополя до Ленинграда за двадцать часов, преодолев 2125 км. «Ленинград» мог развивать скорость до 180 км/ч, чего не могла сделать ни одна серийная советская машина тех лет.
Шесть автомобилей «Спорт-900» построила с 1957 по 1965 год группа из шести человек: дизайнеры Эдуард Молчанов и Феликс Хайдуков, инженеры Игорь и Лев Дурновы, художник Владимир Елтышев, химик Анатолий Сывороткин и директор Московского завода автомобильных кузовов Кузьма Дурнов. Узлы и агрегаты – от «Запорожца», кузов – из стеклопластика.
Компактные самоделки вагонной компоновки – один из самых популярных «жанров» советских кулибиных. Автомобильная промышленность такие не выпускала, поэтому приходилось делать самим. О машине на фото нет никакой информации, но, судя по колесам и небольшим размерам, она сделана на базе деталей от инвалидной мотоколяски.
«Муравей» – еще один самодельный автомобиль вагонной компоновки с открытым кузовом, разработанный и построенный конструкторами Молчановым и Ивченко. Ходовую часть взяли от мотоколяски, двигатель позаимствовали у мотоцикла «Иж», а кузов сделали из алюминия и оцинкованной стали. Было изготовлено несколько экземпляров.
«Харьковчанка» 1966 года постройки – купе, как нетрудно догадаться, из Харькова. Самодельщик явно вдохновлялся эпохой американского «аэростиля», но под рукой были только детали от советских машин. Так, колеса взяты от «Москвича», а двери – от «Волги» ГАЗ-21, но подрезанные снизу. Машина получилась аляповатой, зато «не как у всех».
Самоделка из станицы Каневская Краснодарского края. Колеса выдают ходовую часть от мотоколяски, а «уши» воздухозаборников – заднее расположение двигателя. Сильный контраст составляют «лицо» автомобиля и его борта – с каким вниманием проработан декор передней части и насколько скучными оставлены плоские панели.
Милиционер из Таллина Артур Мысовский в 1970 году в двух экземплярах построил «советский Ferrari» – двухместный автомобиль Aiar. Дизайн не уступал итальянцам, правда, с начинкой все было скромнее – так, мотор пришлось взять от «Запорожца». Кузов с «дверьми-чайками» таллинский милиционер выполнил из стеклопластика.
Милиционер из Таллина Артур Мысовский в 1970 году в двух экземплярах построил «советский Ferrari» – двухместный автомобиль Aiar. Дизайн не уступал итальянцам, правда, с начинкой все было скромнее – так, мотор пришлось взять от «Запорожца». Кузов с «дверьми-чайками» таллинский милиционер выполнил из стеклопластика.
Амфибию «Ихтиандр» построил в 1971 году инженер по фамилии Рикман. Мотор был от «Жигулей», коробка передач и рулевое управление – от «Запорожца», подвеска с изменяемым дорожным просветом – на торсионах, кузов – из алюминия. По воде «Ихтиандр» двигался со скоростью до 20 км/ч, а на дороге мог разгоняться до 120 км/ч. Кстати, предусматривалось и парусное вооружение.
Про компактный автомобиль «Минимакс» в 1974 году написал журнал «Моделист-конструктор», опубликовав чертежи и описание технологии его постройки. Подразумевалось, что сделать такой сможет любой желающий. Ходовую часть надо было взять от мотоколяски, двигатель – от «Запорожца», раму – сварить из труб, а кузов – собрать из алюминиевых профилей и листов гетинакса.
«Сатана» 1976 года постройки – очередное творение братьев Щербининых, на этот раз в соавторстве с другими самодельщиками, братьями Алгебраистовыми. Как и прежде, машину собирали в городской квартире, причем было построено три экземпляра. Двигатель, трансмиссия и ходовая – от «Волги» ГАЗ-24.
«Катран» Александра Федотова был построен с использованием двигателя от ВАЗ-2101 и коробки передач с ходовой от «Запорожца». Для входа-выхода служит откидывающийся колпак, сделанный из стеклопластика, в то время как нижняя часть «Катрана» – металлическая. Анатомические сиденья Александр Федотов сделал сам.
Название GT-77 означало Gran Turismo, а цифры – год создания, 1977-й. Почти все узлы и агрегаты – от «Москвича», за исключением двигателя от Skoda 1202 – он отличался более компактными размерами и лучше подходил для небольшого купе. Кузов с выдвижными фарами был сделан их стеклопластика, как и у многих самоделок такого класса.
Созданный в 1980 году в Новомосковске седан «Ласточка» выглядит так, как будто сделан фирмой Renault или Peugeot – настолько изящным он получился. Известно, что создатель «Ласточки» Пантелей Семенович Заблуда любил выписывать иностранные автомобильные журналы, что сказалось на дизайне самоделки.
Купе с поднимающимися дверьми «Орор», так звучит «Чайка» по-армянски, инженер-технолог ереванского производственного объединения «Электрон» Генрик Иванович Матевосян построил с использованием двигателя, трансмиссии и ходовой от ВАЗ-2101. «Чайка» летала со скоростью свыше 150 км/ч – как ни один советский автомобиль.
Микроавтобус повышенной проходимости «Кентавр» в семидесятые годы построил в Москве Анатолий Мишуков – ему очень нужен был вместительный автомобиль для охоты и рыбалки, а промышленность такого не выпускала. Концепция так понравилась Анатолию Мишукову, что в 1981 году он построил еще одного, второго «Кентавра».
При создании своего джипа «Мул» Станислав Хопшаносов из Еревана явно вдохновлялся американским внедорожником Willys времен Второй мировой войны. Двигатель и коробка передач – от ВАЗ-2101, а задний мост – от ВАЗ-2102, рессоры – от УАЗ-469, карданный вал – от ГАЗ-21. Причем «Мул» не полноприводный, а колесной формулы 4х2.
«Дружба» Николая Давыдова – микроавтобус с расположенным сзади двигателем от ВАЗ-2101. В экстерьере автомобиля обильно использованы элементы от серийных советских моделей: например, хромированная накладка – с передней части «ушастого» ЗАЗ-968, дверные ручки – от «Жигулей», фары и подфарники – 412-го «Москвича».
Автомобиль «Колибри» киевский врач Колесник построил на базе мотоколяски с использованием двигателя от «Запорожца». В процессе создания спорткара конструктор ограничил себя, решив сделать купе не выше одного метра. Легкий и низкий автомобиль развивал скорость до 140 км/ч и расходовал не более 8 литра бензина на 100 километров.
«Лаура» – одна из самых известных самоделок восьмидесятых, созданная Дмитрием Парфеновым и Геннадием Хаиновым. Каркас «Лауры» сваривался из водопроводных труб, прокладывался пенопластом и обклеивался стеклотканью. Двигатель – от ВАЗ-2105, коробка передач – от «Запорожца», приводные валы – от «Нивы». Растиражировали «Лауру» в двух экземплярах.
Амфибию «Тритон» построил музыкант Дмитрий Трофимович Кудрячков, игравший в оркестре на английском рожке, причем получилась она у него не хуже, чем могла бы выйти у профессиональных конструкторов. Максимальная скорость по воде – до 50, а по трассе – до 120 километров в час! «Каюта» амфибии шестиместная, оснащена столом и умывальником.
Микроджип «Верблюжонок» с обложки журнала «Моделист-Конструктор» 1987 года создавали пионеры из вологодского Дома юных техников как автомобиль для обучения детей вождению. Почти все узлы и агрегаты – от мотороллера «Тула», хотя передний мост пионеры спроектировали и сделали сами.
Одноместную «амфибию грибника и рыболова» создал в 1989 году житель города Ярославля по фамилии Назаров. Двигатель объемом 50 куб. см он взял от мопеда, колеса – от самолета, каркас сделал из деревянных брусьев и обшил его оргалитом. На рыбалку и за грибами амфибия могла ездить со скоростью до 40 км/ч, а по воде передвигалась при помощи весел.
Такой минивэн демонстрировался на конкурсе «Самавто» в 1989 году. Кузов удивителен своей большой площадью остекления и при таких компактных размерах вмещает четырех человек, двигатель расположен сзади, колеса позаимствованы у мотоколяски, дверей всего две – по одной на каждый ряд сидений.