Последним московским автосалоном «докоронавирусной эпохи» оказалась прошедшая в начале марта Олдтаймер-Галерея Ильи Сорокина, а главным украшением выставки называют экспериментальный образец полноприводного автомобиля «Москвич-415C» 1973 года выпуска. Он должен был стать серийным, но не стал.
Фото: АЗЛК, ГАРФ, РГАЭ из архива автора
Первый образец полноприводного «Москвича» был построен в 1957 году и являлся почти точной копией американского Willys MB, но с «москвичевскими» мостами, двигателем и трансмиссией. Откидное ветровое стекло вместе с рамкой позаимствовали у внедорожника ГАЗ-69, находившегося тогда в производстве.
Фото: АЗЛК, ГАРФ, РГАЭ из архива автора
Сравнительные испытания «Москвича» на полигоне в Бронницах осенью 1958 года выявили худшие, чем у Willys MB и ГАЗ-69, конструктивные параметры проходимости, а также эксплуатационные качества, но при этом он хорошо шел по болоту, а еще оказался экономичным и надежным.
Фото: АЗЛК, ГАРФ, РГАЭ из архива автора
Проходимость «Москвича» по снегу оказалась почти одинаковой с Willys MB и чуть хуже, чем у ГАЗ-69. «Москвич» застрял на снежной целине толщиной 35 см, которую ГАЗ-69 успешно преодолел.
Фото: АЗЛК, ГАРФ, РГАЭ из архива автора
Фото: АЗЛК, ГАРФ, РГАЭ из архива автора
Фото: АЗЛК, ГАРФ, РГАЭ из архива автора
Весной 1959 года построили два опытных экземпляра 415-го с металлическими дверцами, «двухэтажной» облицовкой радиатора и надписью «Москвич» на решетке. Оба также испытывались на армейском полигоне в Бронницах.
Фото: АЗЛК, ГАРФ, РГАЭ из архива автора
Фото: АЗЛК, ГАРФ, РГАЭ из архива автора
Третий вариант 415-го утратил сходство с американским прототипом. Таких построили три экземпляра. Два из них с октября 1959 года по февраль 1960-го испытывались на полигоне в Бронницах с целью выяснения его пригодности для Советской армии. Третий испытывался на заводе.
Фото: АЗЛК, ГАРФ, РГАЭ из архива автора
Испытания на армейском полигоне снова показали удовлетворительную проходимость, которая требовала улучшения, а также пониженную устойчивость против бокового опрокидывания, неравномерное распределение веса по осям и различные отступления от технических требований.
Фото: АЗЛК, ГАРФ, РГАЭ из архива автора
Во время испытаний оба автомобиля проехали по 25 тыс. км. Такой пробег выдержали двигатель, сцепление, рулевое управление, мосты и тормоза, но не коробка передач, раздатка и карданные валы. Испытаний не выдержали также стартеры и стеклоочистители обоих «Москвичей».
Фото: АЗЛК, ГАРФ, РГАЭ из архива автора
«Москвич-415» предполагалось использовать в Советской армии в качестве командирского автомобиля для связи, разведки и десантных операций. Но требованиям ВДВ он не отвечал, поскольку его вместимость была хуже, чем у ГАЗ-69.
Фото: АЗЛК, ГАРФ, РГАЭ из архива автора
Вариант с закрытым кузовом получил индекс 416. В 1959 году было изготовлено пять экземпляров как с металлическими, так и с пластиковыми съемными крышами. Задние сиденья в «Москвичах» модели 416 установили продольно, что позволило разместить четырех человек вместо двух.
Фото: АЗЛК, ГАРФ, РГАЭ из архива автора
Перестроенный в 1973 году из прежнего 415-го, «Москвич-415С» стал первой попыткой вдохнуть новую жизнь в старый проект. Двигатель взяли от актуального на тот момент 412-го, коробку передач и раздатку сконструировали заново, мосты и подвеску оставили прежними. Колесная база увеличилась на 24 см, сзади поставили продольные сиденья. Прямоугольные фары и подфарники также были от модели 412.
Фото: АЗЛК, ГАРФ, РГАЭ из архива автора
Фото: АЗЛК, ГАРФ, РГАЭ из архива автора
В 1974 году полноприводный «Москвич» получил новый индекс – 2150. Внешний вид слегка поменяли: вернулись круглые фары, а подфарники и задние фонари позаимствовали от УАЗ-469. Кузов сделали в открытом и закрытом вариантах, причем в обоих задние сиденья были продольными. В таком обновленном виде «Москвич» вступил в конкуренцию с тольяттинской «Нивой».
Фото: АЗЛК, ГАРФ, РГАЭ из архива автора
Фото: АЗЛК, ГАРФ, РГАЭ из архива автора
Фото: АЗЛК, ГАРФ, РГАЭ из архива автора
Фото: АЗЛК, ГАРФ, РГАЭ из архива автора