Советская промышленность детей не баловала. Почти все детские машинки были педальными, за исключением пары-тройки, работавших от электродвигателя с аккумулятором. Другая закономерность – большинство педальных автомобильчиков повторяли в миниатюре настоящие «Победы», «Москвичи» и другие модели совавтопрома.
Иногда модели педальных машинок отставали от настоящих. Так, похожий на «Победу» автомобильчик «Урал» начали выпускать в 1957 году, когда уже появилась «Волга» ГАЗ-21.
Педальная копия «Эмки» ГАЗ-М1 в тридцатые годы выпускалась там же, где и настоящая модель, – на Горьковском автомобильном заводе имени Молотова. Даже эмблему на машинку ставили заводскую.
Детский ЗИС-101 производили на Автомобильном заводе имени Сталина. Машинка во многом повторяла настоящий лимузин: облицовка радиатора, фары, крылья. Кузов украшали цировки.
«Урал» стилистически напоминал «Победу» и выпускался Челябинским кузнечно-прессовый заводом с 1957 по 1964 год. Только у «Победы» кузов был понтонного типа без выступающих крыльев.
Прокатные педальные машинки на старых фото очень легко отличить от личных. Помятый и поцарапанный кузов, грязные флиппера колес, отсутствие звукового сигнала и других деталей.
Необычная педальная машинка, название которой и производитель неизвестны. Возможно, что это самоделка в стиле американских автомобилей. Фото датировано 10 июля 1959 года.
Педальные ЗИМы делали вовсе не на Горьковском автомобильном заводе имени Молотова, а на Львовском станкоремонтном заводе. Машинку начали выпускать в 1956 году, когда настоящий ЗИМ находился в производстве шесть лет. Внешнее сходство почти стопроцентное.
В 1957 году после разоблачения антипартийной группы, где состоял Молотов, его имя убрали из названия автозавода. Как это отразилось на педальных машинках, неизвестно.
«Зиронька» на украинском «звездочка». Машинка выпускалась Львовским заводом автопогрузчиков, конкретного прототипа не имела и была собирательным образом.
Педальный «Москвич» появился в 1960 году и был копией американского Studebaker. Такие выпускала итальянская фирма Giordani, но это не помешало скопировать машинку.
Детские машинки делались и в специализированной окраске. Этот «Студебекер-Москвич» раскрашен под такси, хотя «Москвичи» в таксопарках были редкостью.
Отслужившие свое в пионерлагерях и прокате педальные машинки не всегда сдавали в металлолом, а могли, например, приспособить на карусель, как эти два «Москвича».
После карусели машинки уже точно списывали окончательно. Сейчас коллекционеры ищут педальные машинки в хорошем состоянии, сохранившиеся в частном владении.