Обмен старого автомобиля на новый уже давно привычно ассоциируется с системой трейд-ин, причем неважно, делается это через автосалон или в частном порядке. Принципы-то одни и те же. Но Советский Союзе не был бы самим собой, если бы не породил что-то свое. Прямо как в шутке про принципиальную разницу двух систем: социалистическая всегда успешно преодолевает препятствия, отсутствующие при капиталистической. История про обмен фаэтонов ГАЗ-А на седаны ГАЗ-М1 – еще одно тому подтверждение.
Фото: ГА РФ, РГАКФД, РГАЭ
Для лицензионного производства в СССР выбрали самый простой кузов типа «фаэтон» с легким верхом и пристегивающимися боковинами, который совершенно не подходил для зимних условий
Фото: ГА РФ, РГАКФД, РГАЭ
Фаэтон ГАЗ-А был точной копией американского Ford Model А, который выпускался с 1927 по 1931 год, поэтому во второй половине тридцатых годов смотрелся уже откровенно устаревшим
Фото: ГА РФ, РГАКФД, РГАЭ
Фото: ГА РФ, РГАКФД, РГАЭ
ГАЗ-М1 тоже копировал Ford, но только Model 40 образца 1933 года, поэтому его отставание было не таким откровенным, как в случае с ГАЗ-А
Фото: ГА РФ, РГАКФД, РГАЭ
Кузов ГАЗ-М1 был закрытым и почти цельнометаллическим, за вычетом двух деревянных брусов над дверьми и деревянной рамки для дерматиновой вставки в центральной части крыши.
Фото: ГА РФ, РГАКФД, РГАЭ
В первый год сделали 2431 автомобиль ГАЗ-М1 и еще 93 шасси без кузова. Несмотря на то что производство новой модели началось в мае, фаэтонов ГАЗ-А завод в 1936 году выпустил всего лишь 59
Фото: ГА РФ, РГАКФД, РГАЭ
Еще до начала развертывания массового производства Совет труда и обороны постановил направить 1000 экземпляров ГАЗ-М1 на замену ГАЗ-А в гаражах московских наркоматов и ведомств
Фото: ГА РФ, РГАКФД, РГАЭ
В 1937 году завод выпустил 16 654 экземпляра ГАЗ-М1 и 292 шасси, а в 1938 году – 22 752 автомобиля и 342 шасси. План на тот год составлял 22 000 машин – он был перевыполнен
Фото: ГА РФ, РГАКФД, РГАЭ
Производственный план на 1939 год определили в 20 000 штук ГАЗ-М1, но Горьковский автомобильный завод не смог его выполнить, сделав только 15 202 машины и еще 552 шасси. К тому времени программа по обмену ГАЗ-А на ГАЗ-М1 завершилась
Фото: ГА РФ, РГАКФД, РГАЭ
Ходатайства о выделении ГАЗ-М1 на замену ГАЗ-А поступали даже от таких выдающихся деятелей, как председатель исполкома Коминтерна Георгий Димитров и прокурор Андрей Януарьевич Вышинский
Фото: ГА РФ, РГАКФД, РГАЭ
Автомобилей ГАЗ-М1 в Москве тогда насчитывалось 12 135, а ЗИС-101 – 3310. Еще 311 машин были марок Buick, Packard и Lincoln, а 517 проходили по категории «прочие советские и иностранные»
Фото: ГА РФ, РГАКФД, РГАЭ
По состоянию на 1 июля 1940 года в Москве все же оставалось 52 автомобиля ГАЗ-А, но статистика умалчивает были ли это фаэтоны или варианты с закрытыми кузовами ГАЗ-6
Фото: ГА РФ, РГАКФД, РГАЭ
В 1939 году Совет народных комиссаров рассматривал ходатайство Автобронетанкового управления о возобновлении производства ГАЗ-А для нужд Красной армии, но в итоге отклонил его
Фото: ГА РФ, РГАКФД, РГАЭ
Ленинград идет в статистической таблице не отдельно, а вместе с областью. Там на 1 июля 1940 года числилось автомобилей ГАЗ-А – 972, ГАЗ-М1 – 2787, а ЗИС-101 – 771
Фото: Mercedes-Benz
Фото: Mercedes-Benz