Альбом всплыл на антикварном рынке случайно: продавал шофер мусоровоза из Волгограда, чудом перехвативший его по пути на помойку прямо у себя во дворе. Снимки в нем – удивительные: огромные монстры-экскаваторы, полуразобранные грузовики и трактора, узкоколейка с вагонетками и много чего еще. Первая страница даже подписана: «Вахшстрой – строительство водозаборного сооружения из р. Вахш».
Техника не выдерживала жаркого климата и тяжелых условий эксплуатации на Вахшстрое. Автомобили и тракторы быстро вырабатывали ресурс, а затем скапливались на таких вот стоянках. Дальнейшая их судьба неизвестна
Фото: www.photo-war.com
Транспортные реалии Вахшстроя: верблюды тянут длинные повозки с бревнами, а на бампере легкового автомобиля ГАЗ-А сидит человек с винтовкой – по пути вполне могли напасть басмачи. На заднем плане видны одноэтажные домики – первые постройки поселка Вахшстрой
Фото: www.photo-war.com
Грузовой автопарк состоял преимущественно из «полуторок» ГАЗ-АА, прозванных так за возможность перевозить полторы тонны груза, а когда очень надо, то и больше
Фото: www.photo-war.com
Если грузовики и тракторы были в основной своей массе советскими, то экскаваторы – все иностранными и, как следствие, дорогими. Поэтому за распределение экскаваторов разыгрывались настоящие аппаратные войны
Фото: www.photo-war.com
Зима на Вахшстрое. У фаэтона ГАЗ-А не только поднят верх, но и пристегнуты боковины с целлулоидными окошками, на дальнем плане работает экскаватор, слева виден недостроенный дом
Фото: www.photo-war.com
Немецкий Fomag тоже закончил свой жизненный путь в Вахшской долине. Грузовики этой марки поставлялись в СССР еще в 1920-е годы, но вряд ли кому-то из них выпала столь тяжелая судьба, как этому экземпляру. На переднем плане – останки трактора «Фордзон»
Фото: www.photo-war.com
Два колесных трактора СТЗ-15/30 используются для привода насоса, откачивающего воду: в двигателе предусмотрен вал отбора мощности, приводящий через длинный приводной ремень вал насоса в действие
Фото: www.photo-war.com
Узкоколейная железная дорога с паровозом, вагонетками и опрокидывающимися платформами. Сооружена вдоль ирригационного канала от реки Пяндж до города Курган-Тюбе, протяженность составляла 160 км, в 1938 году была передана от Вахшстроя в распоряжение Таджикской ССР
Фото: www.photo-war.com
Груда останков американского гусеничного трактора Cletrac Model 40, не выдержавшего работу на Вахшстрое: блок цилиндров, бензобак, гусеницы, ведущие или ведомые колеса
Фото: www.photo-war.com
Последствия езды по дорогам Вахшской долины: рабочие распаковывают деревянные ящики и с удивлением рассматривают битую посуду, которую так и не удалось сохранить в целостности, несмотря на положенное внутрь сено
Фото: www.photo-war.com
Палатки – основное жилище строителей Вахшского ирригационного канала в период его сооружения. Автомобили на фото – «полуторка» ГАЗ-АА и фаэтон ГАЗ-А
Фото: www.photo-war.com
Производственное совещание под открытым небом. Руководители строительства или инженерно-технические работники собрались за столом для обсуждения текущих вопросов. На столе – блокноты, карандаши, пачки папирос
Фото: www.photo-war.com
До постройки временного моста реку Вахш пересекали на импровизированных плотах, а то и вовсе вплавь при помощи таких вот плавательных приспособлений
Фото: www.photo-war.com
Работа экскаватора на железнодорожном ходу. Привод ковша – цепями, причем сброс земли из ковша осуществляется открытием его днища, а не опрокидыванием, как сейчас
Фото: www.photo-war.com
Панорама Вахшстроя, идеально иллюстрирующая строки из доклада ОГПУ: «Вся территория строительства усеяна разного рода материальным имуществом». На переднем плане – тракторы, на заднем – повозки и их части
Фото: www.photo-war.com
Фото: www.photo-war.com