Сергей Ходнев о том, как европейская культура перестала бояться страха
Страх — не слабость, не атавизм, даже не просто охранное устройство. Это темное, малоприятное, иррациональное, не очень почетное, но сильнейшее из человеческих чувств. А поскольку мы воспринимаем художественное произведение в значительной степени через наш опыт именно таких базовых эмоциональных состояний, то страшное — это еще и очень важный художественный инструмент. Сейчас такое соображение кажется общим местом. Однако в свое время, в середине XVIII века, оно прозвучало совершенно революционно — и предвосхитило огромное количество революций в литературе, искусстве, психологии, масскультуре, без которых сегодняшнее сознание невозможно себе представить.
Франсиско Гойя, из серии «Капричос», 1799. Лист 44: «Сурки»
Фото: Heritage Art | Diomedia
Франсиско Гойя, из серии «Капричос», 1799. Лист 80: «Уже пора»
Фото: Heritage Art | Diomedia
Франсиско Гойя, из серии «Капричос», 1799. Лист 52: «Чего не сделает портной!»
Фото: Heritage Art | Diomedia
Франсиско Гойя, из серии «Капричос», 1799. Лист 56: «Вверх и вниз»