170 лет назад, 28 августа 1853 года, родился инженер и изобретатель гиперболоидных конструкций Владимир Шухов. Чаще всего его имя вспоминают в связи с радиобашней на Шаболовке. Что еще построил ее создатель — в фотогалерее «Ъ».
Инженер Владимир Шухов родился 28 августа 1853 года в городе Грайворон Курской губернии. В 1871 году он поступил в Московское императорское техническое училище (ныне МГТУ имени Баумана) и создал там свое первое изобретение — паровую форсунку для сжигания жидкого топлива. Позже патент на нее выкупил нефтепромышленник Людвиг Нобель, а создатель периодической системы химических элементов Дмитрий Менделеев поместил ее изображение на своей книге «Основы фабрично-заводской промышленности»
Фото: Фото предоставлено фондом "Шуховская башня"
В декабре 1878 года Владимир Шухов завершил строительство первого в России нефтепровода Балаханы — Черный город. Заказчиками выступили Людвиг и Роберт Нобели, магистраль соединяла их нефтеперерабатывающие заводы и месторождение вблизи поселка Балаханы. Новый нефтепровод окупил себя всего за год. Раньше нефть перевозили на заводы гужевыми повозками. Иногда стоимость такой транспортировки оказывалась выше, чем себестоимость самой нефтедобычи
Фото: Музей Роснефти
Владимир Шухов первым спроектировал цилиндрические резервуары для хранения нефти, речное нефтеналивное судно (танкер) и приспособление для крекинга — разложения нефти на фракции
На фото: осмолка труб перед укладкой нефтепровода Грозный — Туапсе, 1927 год
Фото: Общественное достояние / Wikipedia
«Как в музыке высшая степень творчества — композиция, так и в инженерной деятельности — создание принципиально новых конструкций»
Около 1896 года инженер построил круглый павильон из стали специально для Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде. Конструкция известна как ротонда Шухова и считается первым сооружением с перекрытием в виде стальной мембраны
Фото: Андрей Карелин
В общей сложности Владимир Шухов построил для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде восемь выставочных павильонов: четыре — с висячими покрытиями, четыре — с цилиндрическими сетчатыми сводами. Позже ими вдохновился архитектор Норман Фостер. В частности, он накрыл перекрытием-оболочкой дворик Британского музея
На фото: строительство павильона с сетчатым покрытием в Нижнем Новгороде, 1895 год
Фото: А. О. Карелин
Первая в мире гиперболоидная башня также спроектирована Владимиром Шуховым специально для Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде. Организаторы использовали ее для снабжения выставки водой, а туристы — в качестве смотровой площадки
Фото: Андрей Осипович Карелин / Wikipedia
После завершения промвыставки меценат Юрий Нечаев-Мальцов выкупил гиперболоидную башню и перенес конструкцию в родовое имение Полибино. Оно находится в Липецкой области, недалеко от Куликова поля. Башня Шухова все еще стоит, но требует профессиональной реставрации
Фото: Коммерсантъ / Олег Харсеев
Основатель теории машин и механизмов Петр Худяков вспоминал, что чиновники Российской империи часто заворачивали проекты Владимира Шухова из-за низкой себестоимости и невозможности получить солидный «откат» при их реализации. После революции экономика страны оказались разрушенной, и недорогие проекты Шухова стали востребованы по всей Советской России
На фото: Шуховская башня в Бухаре, 2023 год
Фото: Руслан Шамуков / ТАСС
«Однажды прихожу раньше обычного в свой кабинет и вижу: моя ивовая корзинка для бумаг перевернута вверх дном, а на ней стоит довольно тяжелый горшок с фикусом. И ясно встала передо мной будущая конструкция башни»
Владимир Шухов спроектировал около 200 гиперболоидных башен, в том числе на Оке, Днепровском лимане, в Краснодаре, Коломне (Московская область), Петушках (Владимирская область) и на Шаболовке (Москва, на фото)
Фото: Коммерсантъ / Сафрон Голиков
С 1919 по 1922 год Владимир Шухов возводил радиобашню на Шаболовке (Москва). После революции в стране не хватало качественного металла. В итоге на строительстве произошла авария. Под тяжестью четвертой секции лопнули стальные тросы на третьей. Владимир Шухова задержали по подозрению во вредительстве, но отпустили, чтобы он завершил строительство. В своем дневнике инженер записал: «Приговор Шухову — условный расстрел»
Фото: Коммерсантъ / Станислав Залесов
Владимир Шухов также спроектировал сетчатые металлические крыши Государственного Музея изящных искусств (ГМИИ имени Пушкина), Московского главного почтамта, Петровского пассажа, ресторана «Метрополь» и Бахметьевского гаража. На чугуноплавильном заводе в Выксе он создал сетчатое покрытие в форме наполненного ветром паруса
На фото: сетчатая крыша Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, 2018 год
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Коротаев
«Жена жаловалась на даче, что самовар долго не закипает. Пришлось сделать ей самовар с кипятильными трубами. Вот он-то и стал прообразом котла»
Благодаря семейным заботам Владимир Шухов изобрел горизонтальный водотрубный паровой котел. В молодости инженер состоял в отношениях с Ольгой Книппер — актрисой и будущей женой Антона Чехова. Позже он женился на дочери железнодорожного врача Анне Мединцевой и воспитал вместе с ней пятерых детей
Фото: Фонд «Шуховская башня», личный архив В.Г. Шухова
С 1912 по 1918 год в Москве шла реконструкция Брянского вокзала (ныне — Киевский вокзал). Конструктором нового здания стал Владимир Шухов
Фото: Коммерсантъ / Светлана Привалова
Крупнейшей крышей Владимира Шухова стала арочная конструкция в зоне прибытия поездов — дебаркадер Киевского вокзала. Ширина его пролета составляет 48 метров, высота — 30 метров, длина — 230 метров
Фото: Коммерсантъ / Петр Кассин
«Мы должны работать и работать независимо от политики. Башни, котлы и стропила нужны, и мы будем нужны»
С 1929 по 1931 год Владимир Шухов возглавлял комитет госплана по нефтепроводам, а также консультировал инженеров канала Москва–Волга (на фото)
Фото: Коммерсантъ / Александр Лыскин
В январе 1932 года Владимир Шухов разработал и провел операцию по восстановлению минарета медресе Улугбека, который начал крениться после разрушительного землетрясения в Самарканде. Поворот минарета производился при помощи системы тросов, его медленно качнули в обратном направлении и выпрямили. Незадолго до проведенной операции австрийский инженер И. Шредер написал: «Это слишком дерзко, противоречит законам тяготения. Минарет обрушится, как только его начнут поднимать». Минарет поднят и стоит до сих пор
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев