Федеральная таможенная служба (ФТС) в апреле внедрила риск-ориентированный подход в таможенном контроле и расширяет взаимодействие с бизнесом, рассказал глава службы Владимир Булавин на совещании с руководителями региональных таможен. Однако «престиж ведомства», по его словам, снижает сохраняющийся ввоз санкционной продукции в РФ. Создание оперативных групп мониторинга пока не оправдало надежд таможенников из-за прозрачности границ ЕАЭС и проблем с маркировкой товаров.
В четверг руководитель ФТС Владимир Булавин провел расширенное совещание с главами таможен. Он рассказал о повышении эффективности работы ФТС за счет электронных систем декларирования и о планомерном снижении нагрузки на бизнес. В частности, в рамках приоритетной для правительства реформы контрольно-надзорной деятельности ФТС в этом месяце уже внедрила риск-ориентированный подход при таможенном контроле, распределив участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) по трем категориям риска. При этом «белый список» компаний вырос с 2,8 тыс. участников ВЭД на конец 2016 года до 3,2 тыс. на апрель 2017-го. В таможне надеются, что в дальнейшем он будет расширяться за счет компаний, сейчас отнесенных к сектору среднего риска (в нем — 63 тыс. участников ВЭД). В пример господин Булавин привел Японию, где «белый список» включает до 80% игроков, призвав стремиться к этому и ФТС, и бизнес.
Глава ФТС напомнил, что в рейтинге Doing Business Всемирного банка Россия занимает лишь 140-е место по параметру «международная торговля», отметив, что ведомству необходимо уменьшать среднее время прохождения таможенных постов при экспортно-импортных операциях. При этом начальник Балтийской таможни Сергей Сенько уточнил: значительная доля времени пребывания приходится на стивидорные компании, а не на таможню.
Однако, как заявил Владимир Булавин, ряд проблем все еще «снижают престиж ФТС в глазах бизнеса». Среди них — ввоз санкционных товаров в РФ из стран ЕАЭС и экспорт древесины. ФТС создала 35 мобильных групп, контролирующих грузы на предмет наличия санкционных товаров на границах с Казахстаном и Белоруссией, однако «профилактического эффекта достичь не удалось», говорит господин Булавин. «Мы все с “санкционкой” боремся — а прилавки магазинов и рынков в крупных городах все равно полнятся санкционными товарами,— сетует он.— Положение осложняется тем, что в рядах службы есть те, кто предает ее интересы».
Часто санкционные товары попадают в РФ из-за сложностей с определением страны происхождения: по словам и. о. главы Астраханской таможни Ильдара Саидова, «вместо страны происхождения на них указывают регион, в который входит несколько стран, в том числе и санкционных». Особое внимание к контролю границ глава ФТС настоятельно порекомендовал проявить начальникам Смоленской и Брянской таможен.
О проблемах с контрабандой древесины рассказал глава Иркутской таможни Юрий Русаков (на этот регион, по данным Минприроды, приходится более половины нелегальных рубок в РФ.— “Ъ”). По его словам, общая стоимость «предметов преступлений» по незаконному вывозу лесоматериалов с 2013 по 2016 год составила 622 млн руб., при этом реально взыскано за этот срок только 98 млн руб. Помимо задолженности при погашении, таможенники не могут предотвратить вывоз такой древесины, говорит господин Русаков. Он попросил рассмотреть возможность правки законодательства, разрешив отказывать в экспорте при наличии подозрений в нелегальном происхождении лесоматериалов.
Таможня намерена добиваться и доступа к единой государственной системе учета древесины — по словам чиновника, сейчас таможня «не может отследить, где и как делалась рубка». Юрий Русаков также отметил, что в структуре экспорта леса 70% составляют пиломатериалы, таможенная стоимость по которым не взимается,— что также приводит к недополучению бюджетом средств.
Импорт электротехнических деталей уперся в ненужную сертификацию
Поставщики 70% электротехнических деталей для промышленности — реле и полупроводников — в марте жаловались на требования сертификатов безопасности при их таможенном оформлении. Это увеличивает цены, особенно на небольшие партии товаров, и блокирует поставки запчастей. При этом радиодетали не являются потребительским товаром, их безопасность зависит от систем, в которых они используются, и ранее ФТС не требовала оформления на них сертификатов. Решить вопрос могли бы поправки к техрегламенту ЕАЭС — но их согласование в Евразийской комиссии тянется второй год. Читайте подробнее