Зеркало сцены: Мариинский

В театре «зеркалом» называется то, что мы видим, заняв свои места в зале, — портал, который открывает взгляду зрителя происходящее на сцене. Совместный спецпроект ИД «Ъ» и банка ВТБ (ПАО), — портреты нескольких российских театров с их планами на будущее, триумфами прошлого и главными событиями настоящего.

Сезон в сезоне

«Звезды белых ночей» — единственный в стране масштабный летний фестиваль, устроенный по авторитетным европейским образцам и респектабельной системе «звезды играют звезд» в смысле выбора исполнителей и репертуара. Фестиваль впервые прошел в 1993 году, и сегодня это фактически отдельный, полноценный театрально-концертный сезон — такой же многофигурный, как основной, только лучше: плотнее, ярче, событийнее, персонально богаче. Резонансный вариант сезона, фестиваль выглядит идеальной зазеркальной версией формально главного — без рутины и компромиссов.

История «Звезд» представляет собой хронику музыкального менеджмента в России, его фестивальных возможностей, идей и целей. В 1993-м «Белые ночи» шли две недели, с 2003-го приобрели подобный нынешнему масштаб. Сейчас фестиваль длится примерно два месяца, в самом скромном случае — полтора, но стороннему наблюдателю при беглом взгляде на афишу может показаться, что у него вообще нет границ. Количество представлений ежегодно увеличивается: в нынешнем году их 120. На фоне летнего анабиоза других столичных сцен безбрежное течение мариинского феста производит по-настоящему гипнотическое впечатление.

Когда-то программы Валерия Гергиева, ограниченные сценой главного здания Мариинки (пока не были построены сначала концертный зал, потом янтарно-стеклянный гигант Мариинки-2), звучали вызовом небогатым возможностям российского менеджмента в том, что касается имен и названий. В другое время и особенно в другом месте привезти неординарного исполнителя или оркестр на гастроли, поставить сильный спектакль на ярких звезд было, во-первых, почти невозможно, во-вторых, тем более невозможной выглядела идея подстроить премьеры и гастроли под фестивальные сроки. Старожилы ясно помнят, как в конце 1990-х почти вся движущаяся московская критика и частично публика просто переезжали в Петербург — сначала на недели, потом, с разрастанием фестиваля, как на работу вахтовым методом.

Программы стоили того, а если оглянуться назад, можно увидеть, как живописно менялись со временем вкусы публики и представления организаторов о грандиозности и эксклюзивности фестивального содержания. В первые годы пели Казарновская, Хворостовский, танцевала Волочкова. Непременно участвовали Галина Горчакова и Ольга Бородина, уже улетевшие из мариинского гнезда на Запад и там, ко всему прочему, прославившие театр. Пела Нетребко — сначала в роли восходящей звезды. Сегодня звездный список фестивального Петербурга звучит немного иначе. Но и Нетребко, регулярно отдающая проекту принципиальные партии, и Бородина остаются с фестивалем.

В основном составе солистов—героев программ «Белых ночей» сегодня заметны респектабельность и основательность. Среди регулярных фестивальных звезд — Денис Мацуев, Николай Цнайдер, Вадим Репин, Леонидас Кавакос, Александр Торадзе, Рудольф Бухбиндер, Феруччо Фурланетто, Рене Папе в ударных видах и партиях (в том числе бывал он здесь со своей по-королевски элегантной интерпретацией вагнеровского Гурнеманца, которого поет в этом сезоне в новом «Парсифале» Чернякова—Баренбойма в Берлине).

Были времена, когда театральное расписание «Звезд» взрывало репертуарные рамки российского оперного и балетного ландшафта: нигде и никогда больше так и не стала возможной постановка и последовательная демонстрация вагнеровской тетралогии «Кольцо нибелунга». Никто так и не смог позволить себе показывать отдельные фестивальные версии собственных спектаклей, как было с «Тристаном и Изольдой» Питера Селларса—Билла Виолы, американским и парижским проектом с участием Гергиева, который, на время сменив черняковский вариант, на мощном фестивальном паровозе каким-то чудом попал в Россию. Нигде и никогда в 2000-х в фестивальном качестве и пропорциях не звучали циклы всех симфоний Прокофьева или Малера. Только Московскому пасхальному фестивалю — позднему гергиевскому проекту — периодически доставались репетиции петербуржских сливок, первый отжим. Но, отыграв, как в 2003-м под проливным дождем в Москве на Соборной площади, Мариинский оркестр на следующий день уже открывал «Белые ночи» импозантными программами, олимпийским звуком в фирменной тектонической манере.

Устраивая проект в целом по европейским лекалам, Гергиев в то же время не отягощает программы кураторскими рисунками, художественно, тематически, исторически оформленным интендантским подбором, лишь обобщенное посвящение иногда украшает шапку фестиваля — в честь 300-летия Петербурга (тогда играли много русской музыки, но отнюдь не только ее), в честь 225-летия Мариинки. В этом смысле Гергиев как художественный руководитель совершенно свободен, и так же свободно выглядит его фестивальное расписание.

В программе фестиваля-2015 та же подчеркнуто спокойная широта, свобода и церемониальная надежность. В нынешнем году снова можно услышать Ольгу Бородину, Леонидаса Кавакоса, опять будет играть Рудольф Бухбиндер — не Бетховена, как бывало, но тоже свой специалитет, концерты Моцарта. Выйдут на сцену безупречный Пинхас Цукерман. Даниил Трифонов — блестящее открытие гергиевского менеджмента, мировая звезда красиво дополняет картину фортепианных предпочтений организатора фестиваля. Ему назначен Третий концерт Рахманинова, Мацуеву — Третий концерт Бетховена. Не заскучают поклонники Щедрина и его мариинских воплощений: «Левша» и «Боярыня Морозова», премьеры прошлых лет, снова в программе наряду с французской оперной музыкой Гуно и Массне (новинки прошлых фестивалей с международным составом теперь звучат в изложении труппы театра) и популярной классикой: от Моцарта до Доницетти. Из раритетного — Кристоф Эшенбах дирижирует Малером, а Владимир Ашкенази — программой, составленной из Грига, Сибелиуса и Дворжака. Отдельная тема — 175-летие Чайковского, юбилей из тех, каких, подобно 300-летию Петербурга, странно было бы избежать.

Юлия Бедерова