Подвижной состав нашли неподвижным
Счетная палата обнаружила нарушения при закупках автобусов в Москве
Контрольно-счетная палата Москвы выявила нарушения при использовании бюджетных средств, выделенных на закупку автобусов в Москве. Выяснилось, что дорогая техника по несколько месяцев стоит на стоянках, прежде чем выйти на линию. Кроме того, Москва вовремя не платит деньги производителям, в результате город рискует уплатить штрафные пени, измеряемые десятками миллионов рублей. Мосгордума, в свою очередь, заподозрила "Мосгортранс" в завышении стоимости автобусов, закупаемых городом.
Вчера контрольно-счетная палата (КСП) Москвы представила в Мосгордуме отчет об эффективности финансовых расходов на закупку автобусов, троллейбусов и трамваев в 2012 году и за десять месяцев 2013 года. Аудиторы говорят, что "в городе наметились тенденции по улучшению транспортного обслуживания", при этом выявлен ряд нарушений при распределении бюджетных средств.
Напомним, в рамках борьбы с пробками мэр Москвы Сергей Собянин поставил задачу пересадить автомобилистов на общественный транспорт (сейчас им пользуются 80% москвичей). В 2012-2013 годах была запланирована покупка 685 автобусов, 388 троллейбусов и 67 трамваев. В 2012 году на закупку подвижного состава власти потратили 12,5 млрд руб., в 2013 году на эти цели было выделено 4,5 млрд руб. По данным департамента транспорта Москвы, указанным в отчете КСП, средняя стоимость автобуса составляет 9 млн руб., троллейбуса — 9,1 млн руб., трамвая — 16 млн руб.
Главная претензия КСП касается неотлаженной процедуры поставки автобусов и выпуска их на линию. В частности, в ходе выполнения госконтракта с Ликинским автобусным заводом (ЛиАЗ; входит в группу ГАЗ) в 2012 году на поставку автобусов департамент транспорта не выдержал сроки оплаты, в связи с чем "есть риск уплаты пеней в размере 11,7 млн руб." (вчера в пресс-службе ГАЗа "Ъ" заявили, что пени не выставлялись). А при поставке 30 комплектов для сборки троллейбусов на 293 млн руб. сроки сорвал уже поставщик, однако "Мосгортранс" штрафные санкции на 47,4 млн руб. ему не предъявил. В отчете говорится, что время передачи техники с баланса департамента транспорта на баланс ГУП "Мосгортранс" может достигать двух месяцев. Значительно больший срок занимает постановка транспортных средств на учет в ГИБДД: часть поставленных в 2012 году 111 автобусов регистрировалась до семи месяцев.
Вчера в мэрии пообещали исправить ошибки. Заместитель главы департамента транспорта Сергей Андрейкин заявил, что "работа внутри департамента" проведена и задержек по оплате больше не будет. А вот сроки передачи автобусов с баланса на баланс, по словам чиновника, "не регламентированы". Департамент имущества Москвы, по словам господина Андрейкина, должен разработать необходимую инструкцию.
Претензии к "Мосгортрансу" и департаменту транспорта вчера предъявили и депутаты Мосгордумы. "Мы проверили стоимость автобуса: в отчете — 9 млн руб., а на ЛиАЗе дают среднюю цену 4,5 млн руб.,— заявил заместитель главы бюджетно-финансовой комиссии Мосгордумы Александр Милявский.— Почему при оптовых закупках такая высокая цена?" "Вам дали среднюю цену голого автобуса — без опций, необходимых для города",— парировал глава "Мосгортранса" Евгений Михайлов. Это подтвердили "Ъ" и в пресс-службе группы ГАЗ: поставляемые в Москве низкопольные автобусы оборудованы кондиционерами, дополнительными отопителями, датчиками ГЛОНАСС, зарубежными двигателями и трансмиссией. В результате цена автобуса варьируется от 7 млн до 12 млн руб.