Правила игры
с алкоголем опьяняют корреспондента арбитражной группы Евгению Ъ-Крючкову
Высшему арбитражному суду (ВАС) нередко приходится заполнять законодательные пробелы. На этот раз президиуму ВАС предстоит решить вопрос о возможности продажи компанией-банкротом произведенной ею алкогольной продукции, если лицензия на реализацию закончилась, а продлять ее в таких условиях не имеет экономического смысла. Законодательство на это ответа не дает, но суды порой допускают такую возможность, чтобы обеспечить имущественные интересы кредиторов.
В октябре 2012 года у ликеро-водочного завода "Русский" (ЛВЗ) истекла алкогольная лицензия. У завода оставалось внушительное количество продукции: 124,8 тыс. дал коньяка и 8,4 тыс. дал коньячного спирта. Росалкогольрегулирование (РАР) опечатало оборудование и произвело учет оставшейся продукции, дав ЛВЗ на ее реализацию два месяца. Но в ноябре 2012 года завод был признан банкротом, и коньяк вошел в конкурсную массу. Конкурсный управляющий ЛВЗ попросил РАР продлить срок его хранения и реализации, чтобы за счет средств, полученных от продажи, рассчитаться с кредиторами. Но РАР ответило отказом, и ЛВЗ обжаловал решение органа в суде.
Суды, рассматривая дело, разошлись во мнениях. Одни указали, что продление срока хранения продукции после истечения лицензии не относится к компетенции РАР и вообще не урегулировано законом "О производстве и обороте спирта и алкогольной продукции" (171-ФЗ). Другие обязали РАР продлить срок хранения до фактической продажи алкоголя в рамках реализации имущества банкрота для удовлетворения требований кредиторов. Но коллегия ВАС предложила поддержать РАР.
От решения президиума ВАС зависит, получит ли конкурсный управляющий легальное право реализовать алкоголь, повысив шансы кредиторов получить свои деньги. Если управляющий все же решит продать коньяк на свой страх и риск, он не только сам получит за это штраф, но и оставит кредиторов и вовсе без конкурсной массы — за производство или оборот алкоголя без лицензии полагается 200-300 тыс. руб. штрафа с конфискацией продукции и оборудования завода.
В случае признания законным отказа РАР в продлении сроков хранения судьба коньяка предрешена — он подлежит утилизации специализированной компанией. "Для расчетов с кредиторами придется искать другое имущество. Никого не волнует, почему завод не успел продать остатки продукции — это уже его предпринимательские риски",— говорит Екатерина Саенко из юридической компании Sameta. Чтобы добро не пропадало, управляющий может задобрить кредиторов, напоив их оставшимся коньяком и отделавшись в худшем случае 15 тыс. руб. штрафа за нарушение порядка учета алкоголя, а в лучшем — и вовсе избежать ответственности.