Брифинг
Сергей Зуев,
ректор Московской высшей школы социальных и экономических наук
Высшее образование в России превратилось в высшее среднее. И точно так же, как положено получить среднее образование, вот уже 100 процентам населения положено получить высшее. А дальше возникает низшее высшее образование, среднее высшее и высшее высшее. Это процесс идет по всему миру... Для высшего высшего, для элиты, кризиса нет. Более того, они принимают ограничительные меры: например, не более 30 процентов бюджета университета должно поступать от платы за обучение. Если больше чем 30 процентов, то университет превращается в провайдера (услуг — "О").
Владимир Собкин,
директор Института социологии образования РАО
Действительно, весьма высокий процентов выпускников наших школ получают высшее образование. Только делается это зачастую ради диплома, а не ради конкретной профессии, в школе определиться с ней, как правило, не помогают. Во многом виноваты стремительные перемены на рынке труда, но, конечно, не только это. Еще одна важная проблема — у молодых людей сегодня не сформирована способность к постоянной учебе, к образованию через всю жизнь. Наконец, наше образование, становясь массовым, в то же время оказывается менее доступным: людям приходится совмещать учебу с работой, чтобы позволить его себе.
Франц Шереги,
социолог
Каждый человек пытается иметь престижную доходную профессию, но когда молодым людям не с чем себя идентифицировать, потому что нет производства, тогда образование становится абстрактным и нужен только диплом... Сейчас пусть учатся в этих вузах и государство потратит на это деньги, чтобы как-то удержать молодежь. Получать образование — это всегда полезно, лучше, чем если они пойдут на улицу, потом собьются в кучки скинхедов и начнутся проблемы.