"Бюджетному правилу" подыскивают исключения
Дмитрий Медведев получил экономические запросы Крыма и других хозяйствующих субъектов
Премьер-министр Дмитрий Медведев готов обсуждать коррекцию "бюджетного правила", ограничивающего госрасходы,— но только если ему докажут, что экономические условия изменились "существенно". На заседании расширенной коллегии Минэкономики глава правительства потребовал от ведомства дополнительных аргументов в пользу этого решения. Впрочем, расходы на интеграцию Крыма, которые ведомство оценивает в 814 млрд руб. до 2017 года, как и другие неотложные запросы министерств еще на 2,8 трлн руб., уже могут считаться существенными изменениями в экономических условиях.
Расширенное заседание коллегии министерства, даже если это Минэкономики или Минфин,— мероприятия протокольные, решения на нем, как правило, не принимаются. Но на заседании в Минэкономики в пятницу разговор зашел как раз об основополагающем вопросе при подготовке бюджета на предстоящую трехлетку 2015-2017 годов. К дискуссии о том, следует ли направлять дополнительные нефтяные сверхдоходы в бюджет в условиях затухающего роста экономики, в пятницу подключился премьер-министр Дмитрий Медведев. Отвечал он не столько Минфину и Минэкономики, которые разошлись в подходах к этому вопросу на прошлой неделе, а президенту Владимиру Путину, который на не менее торжественном мероприятии — ежегодном телеобщении с гражданами — высказал пожелание не спешить с изменением "бюджетного правила". 17 апреля Владимир Путин уточнил: к выводу о необходимости сохранить ограничения на бюджетные расходы он пришел "с учетом рисков в мировой экономике", при этом, впрочем, отметив: "этот вопрос находится в компетенции правительства РФ", а не президента.
Глава Минэкономики Алексей Улюкаев и министр финансов Антон Силуанов в дискуссии о "бюджетном правиле" накануне заострили вопрос практически предельно. Господин Силуанов от обороны действующего правила перешел в наступление — на совещании у Дмитрия Медведева он предложил ужесточить порядок зачисления в Резервный фонд нефтегазовых доходов так, чтобы переводить туда не только нефтяной НДПИ и экспортные пошлины, но также часть дивидендов и налога на прибыль нефтегазовых компаний (см. "Ъ" от 17 марта). В свою очередь, Минэкономики не настаивает на отмене правила, но считает нужным обсуждение его коррекции в зависимости от входящих экономических условий.
На коллегии Минэкономики Дмитрий Медведев на первый взгляд не противоречил Владимиру Путину, сообщив: "Правило трогать нельзя". Но (и в этом премьер-министр подыграл господину Улюкаеву) только если экономические условия "относительно стабильны". "Если условия меняются существенно — значит, необходимо корректировать и набор решений, которые применяются. Иначе это правило не достигает цели",— пояснил он. Решение будет приниматься в зависимости от стоимости присоединения Крыма к РФ, выставил премьер-министр главное условие. От Минэкономики Дмитрий Медведев потребовал ответа на вопрос: "Вот эти 2,5 млн человек меняют макроэкономические показатели, условия ведения хозяйственной деятельности, экономическую среду в целом?"
По данным "Ъ", на совещании по макропрогнозу у Дмитрия Медведева уже назывались предполагаемые расходы на присоединение Крыма — Минэкономики оценило их в 814 млрд руб. с 2014 по 2017 год. Это в 2,5 раза больше, чем расходы на модный в свое время проект развития Дальнего Востока (6,3 млн человек населения), оцениваемый сегодня в 353 млрд руб., причем на более длительный период — до 2025 года. На программу развития Крыма Минэкономики предлагает потратить 659 млрд руб. и 155 млрд руб.— на строительство моста через Керченский пролив.
Возражения Минфина переданы в Минэкономики в ставшей уже традиционной форме — Антон Силуанов, выступая на расширенной коллегии собственного министерства в начале прошлой недели, сообщил, что по Крыму "выясняется задвоение ресурсов" (см. "Ъ" от 16 апреля) Отметим, помимо Крыма, в бюджете на 2014-й и предварительных проектировках бюджета на 2015-2017 годы Крым не главная проблема: вместе с требуемыми ведомствами расходами на Крым сумма допрасходов, не покрытых законом о бюджете и, видимо, "бюджетным правилом", составляет порядка 3,45 трлн руб. (см. также стр. 9).
Но на заседании коллегии Минэкономики Дмитрий Медведев ясно дал понять, что возможен и другой вариант решения, не требующий по крайней мере финансирования,— пока ничего не решать. Этот подход он продемонстрировал на примере конфликта Минэкономики с Минвостокразвития по поводу замены на Дальнем Востоке особых экономических зон (ОЭЗ) на территории опережающего развития. На заседании Алексей Улюкаев докладывал о планах изменить законодательство, регулирующее ОЭЗ, и об отдельном законе по созданию ОЭЗ в Крыму, предусматривающем существенные налоговые льготы. Но получил от Дмитрия Медведева отказ. "Просто тиражировать все новые и новые режимы мне представляется опасным",— заявил премьер-министр, предложив сначала разобраться с тем, "что вытекает из чего, где какие льготы применяются, что работает, а что вообще не работает".
Подход же к решению внутренних проблем Дмитрий Медведев показал и на примере международных отношений, рекомендовав Алексею Улюкаеву не "навязываться" ОЭСР, поскольку эта организация "вступила с нами в обсуждение санкций". По мнению премьер-министра, "следует действовать так, как завещал Михаил Булгаков: никогда ничего не просите, сами придут и все предложат". Готовы ли министерства РФ в целом следовать совету (который героине романа "Мастер и Маргарита" давал, как известно, повелитель адских сил), покажет столь ярко стартовавший бюджетный процесс 2014 года. До этого министры ориентировались на совсем другой эпизод романа — неограниченную эмиссию свитой Воланда денежных знаков на сцене театра "Варьете".