"Мюнхенский клад" может переехать в Швейцарию
На прошлой неделе в возрасте 81 года скончался Корнелиус Гурлитт, человек, с именем которого связана музейная сенсация десятилетия. Осенью прошлого года стало известно, что в его мюнхенской квартире был обнаружен клад из почти полутора тысяч картин знаменитых художников XIX-XX веков, включая Пикассо, Матисса, Тулуз-Лотрека, Шагала, Клее и Нольде. Произведения, до сих пор по большей части неизвестные исследователям, достались Гурлитту от его отца — коллекционера и арт-дилера, сумевшего спрятать их во время кампании по борьбе с "дегенеративным искусством" 1930-х годов. "Мюнхенский клад", как быстро окрестили находку, был конфискован властями, его хранителя заподозрили в неуплате налогов, кроме того, оказалось, что изрядная часть картин, прежде чем попасть к Гурлитту-старшему, была незаконно отнята у владельцев. Со смертью Корнелиуса Гурлитта непростая юридическая ситуация осложнилась еще сильнее. Как выяснилось, Гурлитт (по его словам, не любивший в жизни никого и ничего, кроме своего тайного сокровища) завещал всю коллекцию без исключения Художественному музею Берна. Это известие озадачило всех: и немецкие власти, баварские и федеральные (никто не предполагал, что бесценная коллекция может получить прописку за пределами Германии), и швейцарский музей, не имевший с Гурлиттом никаких дел. Впрочем, законность завещания еще должны рассмотреть судебные инстанции.