Крым на продажу
Татьяна Маркина о предаукционной выставке MacDougall's
Этой весной аукционный дом MacDougall's единственный решился делать предаукционную выставку в Москве. И не простую, а тематическую. И не просто тематическую, а на тему Крыма.
С искусствоведческой точки зрения это вполне оправдано. Крымские виды были важнейшей темой для наших живописцев XIX — первой половины XX века. Синее небо, горы, солнце, красивейшая береговая линия — почти что Италия; с болотистым малярийным Сочи не сравнить. Маленький полуостров отхватил себе чуть не треть всей академической пейзажной живописи XIX века, да и позже им вдохновлялись нередко. Гордые эскадры на полотнах Ивана Айвазовского, залитые солнечным светом террасы Константина Коровина, царская Ливадия, Коктебель Серебряного века и киммерийские просторы на акварелях Максимилиана Волошина — без крымской темы не обходились ни московские, ни петербургские художники. Позже в Крыму писали спортсменов и сцены отдыха советских граждан, обычно сопровождаемые пышной растительностью и горами соцреалистических фруктов.
Все это будет на выставке в московским представительстве MacDougall's. Правда, далеко не все полотна предназначены к продаже на русских торгах, которые пройдут 4 июня в Лондоне; с десяток работ происходит из частных европейских и русских коллекций. Востоком буквально пахнет "Чурук-Су. Бахчисарай" Александра Куприна, с башенкой минарета на вечернем небе (£150-200 тыс.). "Ялта" Иосиф Крачковского вообще-то могла быть написана где угодно в Италии (из частной коллекции). Гораздо точнее дух места передан в "Побережье Крыма" Михаила Алисова (£12-15 тыс.). "Артек осенью" Ильи Машкова 1934 года, довольно клеклый по живописи, демонстрирует все достоинства тематической картины: пионерки из разных советских республик показывают загорелые ноги, а вожатые культурно отдыхают на лавочке (из частной коллекции).
До 22 июня; в конце мая уедут картины, назначенные к аукциону