Седина в бороду — дыра в бюджет
Старение населения — угроза устойчивости государственных финансов даже в тех странах, где велика роль негосударственного пенсионного обеспечения.
Как показывает последнее международное исследование центра Pew Research Center, увеличение доли пожилого населения не только занимает умы ученых-экономистов и демографов, но и тревожит в той или иной степени обычных граждан по всему миру. Любопытными выглядят данные исследования касательно представлений опрошенных относительно их уровня жизни на пенсии и взглядов на то, кто должен нести основную ответственность за пенсионное обеспечение. Характерно, что из всех попавших в выборку стран в России оказалось больше всего респондентов, возлагающих бремя выплаты пенсий исключительно на государство, и одновременно меньше всего тех, кто рассчитывает на достойный уровень жизни в старости. С одной стороны, это свидетельствует в пользу здравомыслия россиян, трезво оценивающих возможности и желания властей, но с другой — демонстрирует низкую степень готовности самостоятельно готовиться к жизни после окончания трудовой деятельности.
Между тем нагрузка на государство по части пенсионного обеспечения растет во всем мире. По данным МВФ, с 1960 по 2010 год в развитых экономиках госрасходы на пенсии (по старости и страховые) в среднем выросли с 3,8% до 8,4% ВВП, в развивающихся — с 2% до 5,6% ВВП. Для развитых стран МВФ прогнозирует увеличение профильных бюджетных расходов до 9,6% ВВП к 2030 году и до 11% ВВП к 2050-му, а для развивающихся — соответственно до 6,5% и 8,3% ВВП. При этом в некоторых демографически неблагополучных странах этот показатель может достигнуть критической величины, например 26,1% ВВП к 2050 году на Украине.
Для тех стран, где доминируют негосударственные схемы пенсионного обеспечения, старение населения все равно косвенно увеличивает бюджетные траты — прежде всего на здравоохранение и сопутствующую социальную инфраструктуру для престарелых. По расчетам ОЭСР, доля расходов на граждан старше 65 лет в общем объеме расходов на здравоохранение вырастет с 40% в 2010 году до 60% в 2060-м. В среднем участники ОЭСР в 2060 году будут тратить на эти цели от 9,5% до 13,9% ВВП (в 2010 году — 6,2%), государства BRICS — от 5,3% до 9,8% ВВП (2,5%).
Следует отметить, что эти выкладки не учитывают общеэкономический эффект старения населения, прослеживающийся в ряде исследований и связанный со снижением производительности труда в старших возрастных группах, в частности для работников в возрасте 55-60 лет.