Алишер Усманов нашел хорошие руки
Долю в USM Holdings получит его менеджмент
Алишер Усманов решил снизить долю в USM Holdings до 48%, реализовав планы по продаже 10% акций менеджменту группы. Бизнесмен продолжит участвовать в управлении USM, но доли его партнеров, и старых, и новых, тоже станут голосующими. Средства от продажи пакета, который аналитики оценивают примерно в $1,8 млрд, господин Усманов планирует вложить в добывающий сектор, высокие технологии и производство медиаконтента.
Вчера USM Holdings Limited (USM), объединяющий активы Алишера Усманова, сообщил, что приобрел у бизнесмена 10% собственных акций. Бумаги будут "распределены и выкуплены" управляющими холдинга, в том числе главой совета директоров "Металлоинвеста" Иваном Стрешинским (3%), гендиректором "МегаФона" Иваном Тавриным (3%) и "членами совета директоров USM". Как уточнили в холдинге, 2% передаются менеджерам USM, "которые помогали создавать группу", и еще 2% зарезервированы в пользу менеджмента USM и его дочерних компаний, включая "Металлоинвест". Имена и стоимость бумаг не раскрываются.
Одновременно "два многолетних друга и деловых партнера" Алишера Усманова "конвертируют свои косвенные экономические интересы" в прямое владение по 1% акций USM. В холдинге пояснили "Ъ", что партнеры бизнесмена конвертировали в 2% USM "4% в личной холдинговой компании господина Усманова". Таким образом, после сделок его доля в USM снизилась с 60% до 48%, Владимир Скоч и глава совета директоров USM Фархад Мошири сохранили 30% и 10% соответственно. При этом господин Мошири, "учитывая его руководящую роль на посту председателя совета директоров, теперь будет голосовать как 10% собственных акций, так и 30% акций второго крупнейшего акционера". Таким образом, структура управления холдингом принципиально меняется. В USM "Ъ" пояснили, что Алишер Усманов "больше не является управляющим партнером с контрольным пакетом", право голоса получат акции не только господ Скоча и Мошири, но также менеджмента. При этом, подчеркнули в холдинге, господин Усманов "остается владельцем крупнейшего пакета акций" и продолжит принимать участие в управлении компанией.
Изменения в USM объясняют желанием господина Усманова, с одной стороны, "освободить капитал для инвестиций", а с другой — "поощрить, удержать и мотивировать" ключевых менеджеров. О том, что руководство холдинга может получить до 10% его акций, бизнесмен упоминал еще в интервью Forbes в апреле 2012 года. В проспекте IPO "МегаФона" в ноябре 2012 года говорилось, что это предусмотрено акционерным соглашением владельцев USM.
Опцион реализован именно теперь в силу выгодной для менеджмента рыночной конъюнктуры, уточняют в USM. "Когда стоимость акций российских предприятий зависит от чего угодно, кроме фактических результатов работы компаний, акции достаточно сильно упали в цене, и сложился удачный момент для запуска программы с точки зрения мотивации менеджмента",— говорят в холдинге. Например, сейчас акции "МегаФона" на Московской бирже торгуются на 20% ниже исторического максимума октября 2013 года.
Какое-либо давление на Алишера Усманова, в том числе, например, угрозу санкций со стороны ЕС или США, в холдинге отрицают. "Что касается санкций, господин Усманов не считает, что они могут его затронуть,— поясняют в USM.— Он бизнесмен и никакого участия в политике не принимает". Партнер коллегии адвокатов "Муранов, Черняков и партнеры" Дмитрий Черняков добавляет, что сделка ситуацию не меняет. "Накладывая санкции на компании, принадлежащие определенному лицу, США и ЕС учитывают не только его юридическую долю в ней, но и его возможность сформировать свое большинство в совете директоров, а также аффилированность с лицами--покупателями его акций,— поясняет юрист.— Причем связь с покупателями будет определяться не формально, а исходя из существа обстоятельств, в том числе с позиции возможности проводить с ними единую управленческую и экономическую политику". Юрист считает, что в случае с USM речь как раз может идти о других причинах, "начиная от мотивации сотрудников и заканчивая другими сугубо экономическими мирными целями".
О создании USM Алишер Усманов объявил в том же интервью Forbes в 2012 году. "Мы сейчас находимся в процессе консолидации всех активов под единый холдинг",— сказал он тогда. В итоге в USM были внесены все металлургические активы, в первую очередь холдинг "Металлоинвест" (куда входят, в частности, Михайловский и Лебединский ГОКи), 5% ГМК "Норильский никель", Байкальская горная компания, осваивающая одно из крупнейших в мире Удоканское медное месторождение, а также ряд сервисных активов. Александр Литвин из "ТКБ БНП Париба Инвестмент Партнерс" оценивает "Металлоинвест" с учетом Удокана и доли в "Норникеле" в $7,5 млрд.
Как следует из проспекта эмиссии "МегаФона", контроль Алишера Усманова над оператором обеспечивался путем непрямого голосующего контроля над структурами USM Holdings Limited, которые с миноритарным участием "Ростеха" владеют 53,6% акций. Исходя из капитализации "МегаФона" в $17,2 млрд, пакет AF Telecom стоит $9,1 млрд, говорит аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. Помимо "МегаФона" в USM входит NMT Capital Partners Limited, владеющая 58,1% голосующих акций интернет-холдинга Mail.Ru Group (капитализация на LSE — $5,76 млрд). Исходя из размера экономической доли NMT в Mail.Ru Group в 17,9%, этот пакет стоит $1 млрд, отмечает Сергей Либин. В USM также входит ряд инвестиций фондов DST, управляемых инвестором Юрием Мильнером. Это, в частности, Spotify, Zalando, ZocDoc, Airbnb китайских интернет-рилейлеров jd.com и Alibaba, стоимость которых в USM не раскрыли. Осенью планируется IPO Alibaba, которое, как ожидается, станет крупнейшим среди интернет-компаний.
Таким образом, активы USM Holdings можно оценить на уровне более $18,4 млрд (Forbes весной оценивал состояние только Алишера Усманова в $18,6 млрд), то есть менеджмент получит пакет стоимостью свыше $1,8 млрд. В USM не уточняют, какой дисконт может быть применен, отмечая лишь, что холдинг "является крайне успешным и ценным бизнесом, поэтому оценка была разумной". Глава совета директоров кадрового агентства Top Contact Артур Шамилов говорит, что это "нормальная практика", когда младшими партнерами крупного холдинга становятся его менеджмент или члены совета директоров. Оценить стоимость таких сделок, добавляет эксперт, практически невозможно, поскольку "в каждой компании своя формула подсчета". Деньги от продажи акций господин Усманов планирует через "существующие инвестиционные структуры" вложить в добывающий сектор, высокие технологии, сферу производства медиаконтента в различных регионах мира.