«Власти хотят узнать, кто написал на виртуальной стене "Вася — дурак"»
Герман Клименко, владелец онлайн-сервиса LiveInternet, о «большом брате» Рунета
В середине августа в России вступил в силу еще один закон, шокирующий общественность. По постановлению правительства теперь каждый владелец кафе, парка или маршрутки, предоставляющий бесплатный доступ в интернет, должен идентифицировать пользователей. Иными словами, запрашивать у покупателя или гостя паспортные данные.
Тут же в блогосфере началась истерика с криками "не дадим в обиду Парк культуры c бесплатным Wi-Fi", "за нами начинают следить" и "теперь каждая официантка будет знать мои паспортные данные". В законе есть действительно некая доля абсурда, ведь существуют более простые варианты идентификации пользователей. Например, в Европе авторизованный доступ к бесплатному интернету происходит через мобильный телефон клиента, на который оператор присылает пароль для входа в Сеть.
Но, как говорится, в России строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения. Во-первых, непонятно, как и где 150 тыс. российских владельцев кафе и ресторанов будут хранить полгода данные о своих посетителях. А главное — в законе не предусмотрено никаких наказаний за его неисполнение. Так что, как обычно, ничего страшного с нами не произошло.
Любопытно другое. Государство, регулируя интернет, рассчитывает выяснить персональные данные пользователей и получать те же знания о людях, что и коммерческие сервисы. Иными словами, власти хотят узнать, кто написал на виртуальной стене "Вася — дурак".
Сейчас мы доверяем Google больше, чем властям. У коммерческих сайтов есть масса информации о нас: куда мы ездим, что покупаем, каких взглядов придерживаемся и т. д. В какой-то момент возникает конфликт. В прошлом году Google ответил на 30 тыс. запросов от регулирующих органов США — и ни на один из России, хотя такие запросы поступали. Получается, что масса персональной информации о пользователях хранится за рубежом. Государство чувствует угрозу своей информационной безопасности: взломанный Twitter Дмитрия Медведева и почта Аркадия Дворковича — наглядное тому подтверждение.
Если поразмыслить трезво, то идентификация интернет-пользователей пойдет на пользу бизнесу. Например, она решит проблему DDoS-атак и ботов, природа этих явлений основана на анонимности. Никто не будет заваливать интернет-магазины фиктивными заказами и писать на "Яндекс.Маркете" гадости про конкурентов. Любого хулигана можно будет найти и наказать. Даже в безумных инициативах государства можно найти здравое зерно.