Теория игр против ценовых сговоров
Экономический Нобель отдан за исследования в области регулирования рынков
Нобелевская премия в области экономики, которую ежегодно присуждает Государственный банк Швеции, в этом году неожиданно досталась французскому экономисту Жану Тиролю. С середины 80-х годов прошлого века при помощи теории игр и контрактов, а также поведенческой экономики он искал научные методы регулирования монополий, олигополий и самих регуляторов. Изыскания Жана Тироля особенно интересны в применении к проблемам современной России, убеждены эксперты, и даже используются, хотя и не совсем по адресу.
Шансы на то, что экономический Нобель 2014 года достанется научному руководителю Института экономики промышленности Университета социальных наук Тулузы Жану Тиролю, были невелики. В начале сентября сам Жан Тироль высказывал "большие сожаления" о том, что американские экономисты доминируют среди нобелевских лауреатов. "Они делают огромные инвестиции, чтобы привлекать лучшие умы",— говорил он. И вчера, после присуждения премии за "анализ рыночных сил и регулирования", экономист признался, что не рассчитывал на нее.
С середины 80-х годов прошлого столетия Жан Тироль с соавторами занимались исследованиями "темной стороны погони за прибылью" (как назвали их в Нобелевском комитете). Экономист фактически положил начало поискам методов антимонопольного регулирования на олигополистических рынках. В таких условиях регулятор чаще всего не имеет достаточной информации о реальных издержках компаний и качестве товаров и услуг, которые они производят, что дает конкурентное преимущество. Более того, часто и сам регулятор может быть пособником олигополии, скрывая от правительства полную информацию об издержках. Изучая поведение компаний на разных рынках с искаженной информацией, при помощи теорий игр и контрактов Жан Тироль сделал нобелевский вклад в теорию регулирования.
Например, в качестве инструмента для антимонопольных органов он предлагает систему производственных контрактов, которые позволяют минимизировать издержки налогоплательщиков и рынков, обеспечивая достаточный уровень компенсации для монополий или олигополий. Выбирая из разных по структуре долгосрочных контрактов, производитель с высокими издержками, на которые трудно повлиять, не имея реальных мотивов их снижать, выберет контракт, предлагающий максимальный размер вознаграждения. Производитель, у которого больше возможностей влиять на издержки, выберет контракт с относительно меньшим вознаграждением, но максимальной ценой услуг и стимулами к снижению издержек. Игра усложняется, когда компании начинают понимать долгосрочные намерения регулятора, и ему приходится использовать систему краткосрочных контрактов, изучая новые условия и постепенно снижая уровень вознаграждения. Кроме того, Жан Тироль в 1991 году описал рамочную конструкцию антимонопольного органа, позволяющую существенно снизить уровень коррупции и объем утаиваемой информации.
Учитывая попытки борьбы с издержками госмонополий в РФ и тот факт, что, согласно исследованиям Всемирного банка, российская промышленность крайне концентрированна (около 20 крупных бизнес-групп контролируют примерно треть промышленного выпуска), разработки нобелевского лауреата могли бы послужить интересам антимонопольного регулирования и в России. "Хотя хрестоматии по экономической теории не относили Жана Тироля к числу безусловных экспертов в теории отраслевых рынков, получение им Нобелевской премии станет для нас стимулом внимательнее отнестись к его работам",— отреагировали вчера в ФАС России. По словам директора центра международной торговли РАНХиГС Александра Кнобеля, принципы, изложенные в работах Жана Тироля, стали основой антимонопольного законодательства РФ, но так и не дошли до адресатов. "Если в США и Европе антимонопольное регулирование направлено на крупные компании, то в России — в основном на малый и средний бизнес",— считает он.