Коробочные продукты на стагнирующем рынке

предложение

Крупные компании сворачивают инвестиционные программы, что неотвратимо приводит к сокращению вложений в лизинг. В то же время в отдельных отраслях, востребованных малым и средним бизнесом (например, автотранспорт и спецтехника), все не так плохо и рост, пусть небольшой, сохраняется. И здесь могут быть актуальны специальные коробочные продукты, обеспечивающие быстрое и простое заключение сделки.

Фото: Павел Соловьев, Коммерсантъ

Коробочные продукты (или экспресс-лизинг) представляют собой комплекс решений лизинговой компании, позволяющий максимально быстро принять решение по сделке на базе стандартных условий. Продукт включает как систему анализа или скоринга, так и систему бизнес-процессов, позволяющую минимизировать срок от момента обращения клиента до передачи предмета лизинга клиенту, рассказывает Гурам Кудрявцев, генеральный директор компании "Росбанк Лизинг". Схожую по своей сути модель используют банки, предлагая на рынке продукты по экспресс-кредитованию, дополняет Дмитрий Белышев, гендиректор "МДМ Лизинг".

Некоторые лизинговые компании шагнули еще дальше на пути ускорения своих внутренних процессов и процедур, отойдя от классической скоринговой модели и ограничившись проверкой клиента на благонадежность. Этот "маневр" позволяет лизинговым компаниям в конечном итоге максимально сократить сроки принятия решения и укладываться в два-три дня от момента получения клиентской заявки до финансирования и выдачи предмета лизинга. И по словам гендиректора Zaimo.ru (дочерняя компания немецкого холдинга Kreditech) Евгения Ждановских, это не предел: "Возможностей для ускорения процесса принятия кредитного решения без повышения рисков у лизинговых компаний еще очень много, и они будут их развивать". При этом коробочный продукт лизинговых компаний, в отличие от предложений банков, предполагает глубокую экспертизу вторичного рынка предмета лизинга, что позволяет даже на стагнирующем рынке находить своего клиента, уверяет господин Кудрявцев.

С этим солидарен и заместитель директора коммерческого департамента "РЕСО-Лизинг" Александр Исаев. "Коробочные продукты в условиях стагнирующего рынка будут развиваться активнее",— говорит он. Помимо оперативности принятия решения по финансированию и быстрого вхождения в сделку клиенты также получают реальное удобство в виде упрощенной системы документооборота, подчеркивает господин Исаев: "Что еще предложит лизингодатель клиенту в коробке? Да все что угодно!" Наиболее распространенные услуги в подобных предложениях — страхование предмета лизинга, сезонность графика выплат, регистрация, а дальше уже полет мысли маркетолога, говорит эксперт. Впрочем, есть и одно "но". "Экспресс-лизинг — это более рискованный вид финансирования, поэтому предпочтение лизингодатели отдают высоколиквидному имуществу",— продолжает Александр Исаев. "Коробочные предложения уже широко представлены на рынке, и за ними, безусловно, будущее, если только мы говорим о ликвидных сегментах",— солидарна и Галина Майер, управляющий директор "Райффайзен-Лизинг".

Наиболее распространенным для реализации таких программ сегодня является лизинг легкового и коммерческого транспорта и спецтехники. Например, в прошлом году "Газпромбанк Лизинг" запустил универсальный продукт "Стандарт", рассчитанный на максимально быстрое приобретение в лизинг автотранспорта, спецтехники, а также любого ликвидного оборудования со сроком поставки не более девяти месяцев, рассказывает Максим Агаджанов, гендиректор "Газпромбанк Лизинг". По его словам, это единственное предложение на рынке, позволяющее в срок до семи дней заключить сделку по приобретению оборудования стоимостью до 300 млн руб. "Несмотря на стагнацию на рынке, интерес к этой программе у клиентов не пропадает, а только растет",— говорит эксперт.

Жанна Виксна, директор Первой лизинговой компании, также считает, что в текущих условиях рынка коробочные предложения будут активно развиваться. "Схема "одного окна" расценивается как некое преимущество для клиента, позволяющее сэкономить личное время",— говорит она. Но эксперты указывают и на ряд сложностей. Так, в связи со стагнацией нельзя исключать и снижения спроса, предостерегает госпожа Виксна. Ведь в большинстве случаев за дополнительные услуги лизингодатели взимают дополнительные комиссии. "Мы не навязываем дополнительные услуги, поскольку это приводит к удорожанию продукта, и открыто говорим клиенту о подводных камнях",— делится она.

На возрастающее влияние цены подобных предложений обращает внимание и Евгений Асташкин, коммерческий директор компании AGCO Finance. "В условиях стагнирующего рынка покупатель становится разборчивее и все большее внимание начинает уделять не скорости принятия решения, а цене продукта",— замечает эксперт. Поэтому на сегодняшний день мы рассматриваем коробочные продукты как сугубо нишевое решение, категоричен господин Асташкин. Это предложение может позволить вендору или лизинговой компании решить частную задачу — к примеру, нарастить долю рынка в условиях турбулентности, объясняет он. При этом представитель AGCO Finance не видит долгосрочного успеха коробочных предложений на российском рынке.

Дмитрий Белышев из "МДМ Лизинг", напротив, уверен, что сужающийся в условиях стагнации пул потенциальных клиентов сместит акценты "в сторону качества, а не цены", а сам рынок коробочных решений будет развиваться. Также лизингодателям стоит обратить внимание на индивидуальный подход, полагают эксперты. "Доля индивидуальных решений среди наших заявок стремительно растет, почти каждый лизингополучатель заявляет свои собственные требования к условиям лизинга, которые нами учитываются",— рассказывает господин Асташкин. А гендиректор московского агентства PR Partner Инна Алексеева убедилась в необходимости индивидуального подхода на своем примере (пока неудачном). "В прошлом году мы рассматривали варианты лизинга машины, а затем и небольшого офиса на юрлицо",— рассказывает госпожа Алексеева. Оказалось, что для компаний, использующих упрощенную систему налогообложения (УСН),— это целая проблема. Инна Алексеева обращалась в топ-10 лизинговых компаний, но, по ее словам, все они просили огромные списки документов, в ее случае даже не существующих. Например, финансовую отчетность за три года, независимый аудит, договоры с поставщиками и крупными клиентами с их контактами и пр. "Мне приходилось несколько раз объяснять, что мы на УСН, что у нас нет такой же отчетности, как у больших корпораций",— жалуется она. В итоге от лизинговых сделок в компании было принято пока отказаться, а машину приобрести сразу после выплаты дивидендов, чтобы не заниматься всей бумажной волокитой и не тратить кучу времени. С офисом же вообще было решено подождать. "Если бы появились лизинговые компании, которые используют скоринговые модели по минимальному набору документов, ориентирующиеся не только на огромные корпорации, но и на "малышей"-упрощенцев, то, думаю, рынок бы откликнулся",— уверена госпожа Алексеева.

Екатерина Суворова

Вся лента