Бегство от денег
Экспертиза
Диляра Ибрагимова, старший научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ
Когда курс национальной валюты начинает резко падать, люди всегда пытаются сохранить накопления, в этом смысле "бегство от денег" — правильная стратегия. Другой вопрос, что здесь нельзя говорить за всю страну. К курсу валюты привязаны в основном в Москве, в других крупных городах, за их пределами такого волнения не наблюдается. Вот что точно заметят регионы, так это инфляцию, тем более что у малообеспеченных слоев она всегда выше из-за структуры расходов.
В 2008-м, хотя кризис тогда был значительно мягче, сложилась похожая ситуация — "бегство от денег". Однако отмечу важный момент: эта стратегия была характерна в основном для более обеспеченных людей. То есть для тех, у кого есть деньги, от которых нужно "бежать".
Нынешний ажиотажный спрос дифференцирован как по социальным группам, так и по товарам. То есть кто-то скупает гречку, чтобы сделать хоть какой-то стратегический запас, кто-то автомобили и бытовую технику. Все зависит от возможностей. Однако долго эта тенденция не проддержится, как показывает опыт 2008-го, дальше люди все-таки начнут экономить. Мы это тогда очень четко зафиксировали: в какой-то момент объем сбережений начал расти (сегодня они есть примерно у трети населения страны).
Иная история с кредитами. Действительно, во II и III кварталах этого года число выданных ипотечных кредитов и поданных заявок возросло — наши сограждане пытаются вложить средства в недвижимость как один из самых популярных материальных активов. Однако подтвердить ажиотаж я пока не могу — нужно дождаться свежих данных. Ну а панические истории о перекредитованности россиян и вовсе миф — мы на этот счет проводили специальное исследование. Перекредитованность действительно существует, но только в отдельных, в основном малообеспеченных, группах из малых городов и села. У них может быть по 4-5 кредитов на семью, выплаты по ним зачастую составляют более 50 процентов от ежемесячного дохода. И понятно, что эти люди берут их и брали займы, не исходя из какой-то финансовой стратегии, а просто, чтобы дожить до зарплаты. Речь в основном про кредиты на потребительские нужды. Парадокс в другом — есть еще большая аудитория, в основном среднеобеспеченная, которая могла бы брать кредиты, но не хочет этого делать. Ее не устраивают высокие процентные ставки, ей интересны залоговые кредиты, вот только банкам нечего этим людям предложить, просто нет таких банковских продуктов. То есть все последнее время банки сидели на потребительских кредитах с гигантской маржой и о другом не думали. В результате упустили из вида целую армию хороших заемщиков, которые будут долго и вовремя платить. Изменится ли теперь ситуация? Не уверена, что сложности в экономике будут этому способствовать. Здесь, скорее, нужно обоюдное движение навстречу.