В Конституционном суде обсудили перезагрузку отношений со Страсбургом
Накануне решения ЕСПЧ о возможности пересмотра дела ЮКОСа
На Сенатских чтениях в Конституционном суде (КС) бывший российский судья ЕСПЧ по делу ЮКОСа член совета директоров "Газпрома" Валерий Мусин заявил, что Россия не должна исполнять решения ЕСПЧ, если они противоречат позиции КС. "Соотношение внутригосударственного и международного правосудия" высокопоставленные юристы обсудили накануне назначенного на 15 декабря заседания в Страсбурге, на котором решится судьба обращения РФ в Большую палату ЕСПЧ о пересмотре ряда постановлений, в том числе о выплате акционерам ЮКОСа €1,9 млрд.
Дискуссия о "пределе уступчивости" России в случае противоречий между позициями ЕСПЧ и КС, инициированная председателем КС Валерием Зорькиным еще в 2010 году, возобновилась вчера в КС с участием уполномоченного РФ при ЕСПЧ Георгия Матюшкина и трех российских судей Страсбургского суда. Кроме экс-судьи ad hoc по делу ЮКОСа Валерия Мусина (сложившего эти полномочия в связи с избранием в совет директоров "Газпрома"), выступившего с докладом на тему "Судебная защита: соотношение внутригосударственного и межгосударственного правосудия", на Сенатских чтениях присутствовали действующий судья ad hoc в этом процессе Андрей Бушев и судья ЕСПЧ в отставке, советник КС Анатолий Ковлер. Актуальность темы сомнений не вызывала: накануне ЕСПЧ опубликовал повестку заседания коллегии Большой палаты (в том числе с участием господина Бушева), которая в понедельник рассмотрит обращение российских властей о пересмотре вынесенных в июле этого года решений Страсбургского суда. Среди них постановления о нарушении прав акционеров ЮКОСа, которым РФ должна выплатить €1,9 млрд, а также лидера оппозиции Бориса Немцова и еще более пяти заявителей. Если Большая палата откажется пересматривать дело ЮКОСа, оно вступит в силу уже 16 декабря, и тогда властям придется определить свою позицию относительно выплаты самой крупной присужденной оппонентам РФ компенсации.
Впрочем, напрямую дело ЮКОСа на вчерашнем заседании не упоминалось. Представляя докладчика, Валерий Зорькин напомнил, что сотрудничал с профессором Мусиным, хорошо соединяющим "доктрину с практикой" еще во время "многоаспектных наездов Венецианской комиссии Совета Европы (СЕ) на наше законодательство". Господин Мусин сообщил, что высшие суды России "демонстрируют полное уважение постановлениям ЕСПЧ", но ЕСПЧ в последнее время "осмелел и начал вызывать негативные реакции, поскольку вышел за пределы своей компетенции и стал выносить решения по вопросам, которые члены СЕ ему не передавали". "Проблема компетенции ЕСПЧ и ее пределов обострилась",— отметил он. Международные и иностранные суды не могут обязать государство действовать "вопреки его публичному порядку", заявил он, уточнив, что речь идет о конституционных принципах, которые каждое государство интерпретирует в соответствии со своими национальными ценностями. В России интерпретатором "публичного порядка" выступает КС, и толкование ЕСПЧ нашей Конституции не должно расходиться с позицией КС, считает господин Мусин.
Валерий Мусин выступил за "перезагрузку" отношений с ЕСПЧ. В ответ Анатолий Ковлер поинтересовался, почему Россия "медлит с ратификацией 15-го протокола к Европейской конвенции", в котором "удовлетворены требования обиженных государств", недовольных расширением компетенции ЕСПЧ. Господин Мусин считает, что "ратификация вреда не принесет". С этим согласен и Георгий Матюшкин. "Конфликт с ЕСПЧ нарастает не только у РФ, но и у других стран",— заявил он. После чего Анатолий Ковлер вынужден был вступиться за Страсбургский суд. "Критика полезна, но давайте не добивать суд, в который со всех сторон летят стрелы. У нас один Страсбургский суд на всю Европу, а национальными ценностями можно оправдать все что угодно. Важно не забывать и об универсальных ценностях и стандартах",— заявил господин Ковлер, отметив, что КС со ссылкой "на эти стандарты" фактически отменил смертную казнь в России, "как бы ни скрипели зубы у хранителей национальных ценностей".
Валерий Зорькин, впрочем, убежден, что "конечная точка отсчета — это все же национальный порядок, а не Европейская конвенция". Он повторил, что позиции КС и ЕСПЧ расходятся в единичных случаях, умолчав о деле ЮКОСа. "В деле ЮКОСа ЕСПЧ, признав нарушение налогового законодательства, не согласился с позицией КС (отказное определение КС по жалобе ЮКОСа от 18 января 2005 года.— "Ъ"). Россия обязана исполнить его решение только при условии, если оно не противоречит "публичному порядку" РФ",— заявил "Ъ" господин Мусин. По его словам, конкретные шаги РФ будут обсуждаться после решения Большой палаты.