«Роснефть» переложила трубу на сторону
Строить отвод к Комсомольскому НПЗ будет «Транснефть»
Рост цен вынудил «Роснефть» вернуться к идее строительства нефтепровода к ее Комсомольскому НПЗ силами «Транснефти» с оплатой проекта через тариф на прокачку. Компании обсуждали это еще два года назад, но затем «Роснефть», у которой не раз возникали конфликты с «Транснефтью», решила реализовать проект сама. Строить трубопровод стоимостью 47 млрд руб. должна была структура «Мостотреста». Но теперь, с одной стороны, выросла цена трубы, а с другой — стоимость денег на рынке на фоне осложнения доступа к ним. Нынешняя договоренность позволит «Роснефти» переложить все эти проблемы на «Транснефть», считают эксперты.
«Транснефть» и «Роснефть» сообщили о подписании соглашения об установлении долгосрочного тарифа для прокачки нефти по отводу от магистрального нефтепровода ВСТО к Комсомольскому НПЗ нефтекомпании. Сейчас основные поставки на завод идут по железной дороге, еще около 1 млн тонн поставляется по трубе с Сахалина. Мощность трубы длиной 330 км составит 8 млн тонн, что соразмерно с объемом переработки НПЗ, размер тарифа не раскрывается. По расчетам «Роснефти», отвод может втрое снизить расходы завода на транспортировку. Соглашение предусматривает проектирование и строительство отвода и объектов внешнего электроснабжения, финансировать проект будет «Транснефть» за счет средств, заложенных в тариф для «Роснефти» на 36 месяцев.
В основном завод перерабатывает западносибирскую нефть, которая поставляется сначала по системе трубопроводов «Транснефти» до станций Уяр и Зуй и затем железнодорожным транспортом. Добавим, в этом году КНПЗ должен увеличить переработку нефти. По данным «РН-Транс», на железнодорожный транспорт предприятие по итогам 2014 года намерено отгрузить 7,3-7,4 млн т нефтепродуктов — это на 500-600 тыс. т больше по сравнению с 2013-м.
О строительстве нефтеотвода «Транснефть» и «Роснефть» договорились еще в сентябре 2012 года. Но затем «Роснефть», говорят источники „Ъ“, сочла более эффективным строить отвод самостоятельно. В октябре компания сообщила, что ООО «Трансстроймеханизация» (структура «Мостотреста») начало строительство отвода, которое должно закончиться в четвертом квартале 2016 года. Стоимость контракта, по неофициальным данным, составила около 47 млрд руб. Источники „Ъ“ объясняют изменение позиции «Роснефти» тем, что подрядчик потребовал повысить стоимость проекта. Но собеседник „Ъ“, близкий к «Трансстроймеханизации», утверждает, что изменить условия контракта предлагал заказчик и в результате работы по контракту «были прекращены по обоюдному решению сторон». Кроме того, как отмечает Михаил Танурков из компании «Аналитика товарных рынков», в условиях ограничения доступа к западным рынкам капитала и роста стоимости заимствований в России для нефтекомпании более предпочтительно переложить все заботы о финансировании на «Транснефть».
Договорились стороны явно в последний момент: еще 15 декабря глава «Транснефти» Николай Токарев говорил, что сблизить позиции по проекту не получается. Теперь трубопроводной монополии придется встраивать его в свою инвестпрограмму. Сколько компания рассчитывает потратить на трубу и уровень тарифа, в «Транснефти» не раскрывают. В 2013 году монополия оценивала проект в 53 млрд руб. Для «Роснефти» снижение затрат на Комсомольском НПЗ особенно актуально в рамках налогового маневра, который бьет по заводам с низкой глубиной переработки.
Отметим, в рамках налогового маневра предполагается ускоренное снижение ставки экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты в 2015-2017 годах и увеличение налога на добычу (см. „Ъ“ от 11 ноября). Пошлины на светлые нефтепродукты снижаются (для бензинов и дизтоплива — до 30% от нефтяной пошлины к 2017 году, для нафты — до 55%), а для мазута увеличиваются (до 100% от нефтяной к 2017 году). Для компаний это означает рост прибыли от продаж нефти и снижение доходности нефтепереработки.