Электрички впишут в УПК
В Ульяновской области создано АО «Ульяновская Пассажирская Компания»
В Ульяновске для решения проблем пригородных поездов создают региональную пассажирскую компанию в варианте частно-государственного партнерства. Региональные власти считают, что это поможет снизить расходы бюджета на субсидирование перевозок и сделать его тарифы прозрачными. Эксперты сомневаются в том, что такая компания будет эффективнее, и отмечают, что проблему субсидий надо решать системно на федеральном уровне.
Правительство Ульяновской области «инициировало реализацию пилотного проекта по созданию собственной пассажирской компании». Об этом сообщила пресс-служба областного правительства. Как отмечают в региональном министерстве строительства, ЖКК и транспорта, «в рамках Концепции развития пригородных пассажирских перевозок в Ульяновской области создано АО „Ульяновская Пассажирская Компания“» (УПК), которое призвано обеспечить доступность пассажирских перевозок пригородным железнодорожным транспортом, в то же время, считают в министерстве, «реализация данного пилотного проекта позволит существенно снизить затраты на этот вид деятельности».
Напомним, губернатор региона Сергей Морозов неоднократно на заседаниях облправительства упрекал дочернюю компанию ОАО «РЖД» — ОАО «Башкортастанская пригородная пассажирская компания» (БППК) — в неправомерном, на его взгляд, повышении тарифов, отмечая, что «там все непрозрачно». В 2014 году на организацию пригородных пассажирских ЖД-перевозок в региональном бюджете было предусмотрено 42,5 миллиона рублей субсидий, в то время как БППК настаивала на компенсации в 151 миллион рублей. В итоге в конце 2014 года правительство региона было вынуждено отказаться от части ЖД-маршрутов, заменив их автобусными перевозками, из 15 пригородных маршрутов осталось восемь (сегодня — девять).
Как пояснил „Ъ“ замминистра строительства, ЖКК и транспорта Андрей Тюрин, пока у компании нет своего подвижного состава и предполагается брать его в аренду у РЖД — один рельсовый автобус с тремя вагонами и один электропоезд с четырьмя вагонами. И за счет оптимизации расписания можно обойтись этим подвижным составом, при этом из прежних 15 направлений, что были до осени 2014 года, останется 9–10 направлений. Господин Тюрин считает, что региональная компания потребует со стороны региона меньших затрат на субсидии: по предварительным подсчетам, 60 млн рублей в год вместо 150 млн рублей, требуемых со стороны БППК. Важным фактором для региона замминистра считает прозрачность региональной компании, поскольку БППК, по его словам, работая в нескольких регионах, «давала в расчетах усредненные значения, и Ульяновская область переплачивала за других».
Согласно данным «Ъ‑Картотека», акционерное общество «Ульяновская пассажирская компания» зарегистрировано 3 февраля 2015 года в райцентре Майна с уставным капиталом в 200 тыс. рублей, 49 % акций принадлежит ООО «РТК» (Региональная транспортная компания, Москва), 51 % — ОАО «Майнское АТП» (100 % в собственности региона). Гендиректором компании является Сергей Смолянский, он же — собственник РТК, а также ООО «Межрегиональная пассажирская компания» (МРПК), известного как первая (по другим источникам — единственная) российская частная компания, занимающаяся пригородными железнодорожными перевозками. Известно, что у МРПК не везде сложились нормальные отношения с ОАО «РЖД», в октябре 2014 года ФАС России возбудило дело против монополиста, указав, что ОАО «РЖД» в Белгородской области уклонялось от передачи подвижного состава частному перевозчику — МРПК.
Сергей Смолянский от комментариев отказался. По словам источника, близкого к МРПК, руководство компании опасается, что любые комментарии могут ухудшить взаимоотношения с ОАО «РЖД» или ее «дочками», «которые сегодня и так не всегда благоприятные».
В РЖД „Ъ“ ответили, что трений с новой компанией быть не должно и подвижный состав «будет передан в аренду без проблем». «Эффективным перевозчиком может стать любая компания, является она дочерней РЖД или нет. В большей мере на эффективность работы перевозчиков влияет отношение властей субъектов РФ», — сказал начальник службы корпоративных коммуникаций Куйбышевской железной дороги Вячеслав Степанов.
Заместитель гендиректора Института естественных монополий (Москва) Владимир Савчук, заметив, что «частные компании в целом ряде сфер экономической деятельности эффективнее государственных», «и это общий тренд», высказал сомнения, что «создание собственной компании принципиально решит вопрос достаточности объемов субсидирования и снижения издержек», поскольку «фактические затраты на аренду подвижного состава, депо и эксплуатацию подвижного состава будут сопоставимыми с теми, что и у дочерних компаний РЖД». Отмечая, что во всем мире пригородные железнодорожные перевозки все равно так или иначе субсидируются государством, господин Савчук отметил, что «проблему необходимо решать на системном уровне, менять систему взаимоотношений в треугольнике „федеральная власть — региональная власть — перевозчик“».