РФ разъяснит Западу Крым, казаков и законы
Российской делегации придется ответить на вопросы Комитета ООН по правам человека
Российской делегации на открывающейся в Женеве сессии Комитета ООН по правам человека придется ответить на самые разные вопросы. Среди острых тем — ужесточение российского законодательства и положение дел в Крыму, который ООН признает частью Украины. Уполномоченный МИД РФ по правам человека Константин Долгов заявил "Ъ", что мероприятие будет иметь "особое значение" на фоне усилившейся критики со стороны Запада.
Сессия Комитета ООН по правам человека пройдет с 16 марта по 2 апреля. В российскую делегацию вошли 25 представителей различных ведомств, включая главу делегации, замминистра юстиции Георгия Матюшкина (представляет РФ и в Европейском суде по правам человека). Именно Минюст, а не МИД, по словам собеседников "Ъ", играл главную роль в подготовке к сессии. На ней чиновникам предстоит ответить на вопросы о выполнении Россией Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого Генассамблеей ООН в 1966 году. Вопросы от комитета были представлены РФ в августе 2014 года, ответы правительства подготовлены в декабре. Последний раз делегация РФ отчитывалась перед Комитетом по правам человека ООН в 2009 году. Поэтому круг проблем, которые затронуты в вопросах и ответах (по 30), чрезвычайно широк.
Комитет ООН интересовали не только конкретные случаи нарушения прав человека в РФ, но и меры по противостоянию дискриминации разных групп. По гендерным вопросам РФ, к примеру, пришлось заявлять о том, что российское общество не подвержено "патриархальным устоям и глубоко укоренившимся стереотипам в отношении роли, обязанностей и идентичности женщин и мужчин", которые требовали бы "искоренения". Немало вопросов возникало по поводу ситуации на Северном Кавказе, и тут, к примеру, Россия была вынуждена объяснять, что "похищение невест" как "исторический обычай практически утратил свое изначальное значение". В контексте вопросов по борьбе с ультранационалистами и экстремистами России пришлось объяснять ООН, что в РФ "казачьи патрули не относятся к экстремистским группам", а по закону даже могут "принимать участие в охране общественного порядка".
В полемике с ООН РФ в основном ссылается на законы (в том числе еще не принятые). К законам у ООН также немало претензий. Часть нововведений, которые появились с 2012 года, комитет ООН выделил в отдельный блок. В него попали возврат уголовной ответственности за клевету (как считает РФ, "клевета является уголовно наказуемым деянием в большом количестве государств"), санкции за "оскорбление религиозных чувств" (они "полностью учитывают значимость для безопасности государства и общества сохранения межрелигиозного мира"), право органов власти без решения суда блокировать сайты с призывами к участию в несанкционированных массовых акциях ("интернет является пространством мгновенного распространения информации, в том числе той, которая представляет угрозу конституционной безопасности"), уравнение в правах СМИ и блогеров, введение уголовной ответственности за отрицание преступлений нацистов и искажение роли Советского Союза во Второй мировой войне (Австрия, Бельгия, Германия, Италия и Франция, следует из ответа РФ, ввели уголовную ответственность за преуменьшение нацистских преступлений). В этом же ряду комитет ООН попросил разъяснить расширение в ноябре 2012 года определения госизмены — сейчас ею считается оказание любой помощи другому государству или зарубежной организации во вред РФ. "Какие-либо основания для отмены внесенных изменений отсутствуют",— говорится в ответе РФ.
Часть вопросов была связана с Крымом, который ООН признает автономной республикой в составе Украины. В контексте "ограничений свободы мирных собраний" комитет ООН интересовался задержаниями участников протестов годичной давности "против возможной аннексии Крыма". Еще один вопрос посвящен непосредственно крымским делам: вопросам о дискриминации представителей крымских татар, произвольных насильственных действиях со стороны "крымской самообороны".
Георгий Матюшкин отказался прогнозировать, насколько жесткой может оказаться дискуссия. "Обычно вопросы охватывают все пункты Международного пакта, но актуализируются на базе теневых докладов НКО,— пояснил он.— По итогам обсуждения комитет формулирует рекомендации, которые не носят обязательного характера". Уполномоченный МИДа по правам человека Константин Долгов считает, что при нынешней международной ситуации сессия будет иметь "особое значение": "Вокруг доклада, конечно, будут эмоции, западники на нас попытаются нападать".