"В ближайший год я буду последовательно досаждать всем со своими песнями"
Захар Прилепин в интервью "Коммерсантъ FM"
Почему музыка понятнее книги? Что можно выразить песней, но нельзя прозой? И возможно ли быть и литератором, и музыкантом? Эти и другие вопросы ведущий "Коммерсантъ FM" Анатолий Кузичев обсудил с писателем, а теперь музыкантом, Захаром Прилепиным в рамках программы "Другой разговор".
"Украине надо проститься с территорией Донбасса"
Захар Прилепин о творческих планах: "В ближайший год я буду последовательно досаждать всем со своими песнями с альбома "Охотник", воспроизводить их на всевозможных носителях. Есть у меня такая черта: иногда я пытаюсь вызвать раздражение у определенной части публики. Иногда даже чересчур получается. Сейчас я буду это делать при помощи музыкальных композиций. К написанию текстов я приступлю где-нибудь через год".
О ситуации на Украине: "То, что Украина — навсегда, и сложные отношения — навсегда, как раз нормально. Конечно, навсегда. Это наш сосед, сосед проблемный. У нас будут с ним разнообразные отношения. Другой вопрос, что лучше бы перестали стрелять. Но тут я гарантий никаких дать не могу. Я думаю, что в течение года военные действия там продлятся. Даже если слово "Новороссия" стали употреблять меньше, то это не означает ничего. Та территория, которую можно назвать Донбассом, можно Новороссией, а можно как угодно, она существует в данном контексте как не принадлежащая по факту Украине, и она из этого контекста не перейдет. Украине надо проститься с этой территорией".
О своих поездках на юго-восток Украины: "Я езжу туда как частное лицо. Я езжу с разными целями. Последнее время я езжу туда с гуманитарными поставками. Я собираю колоссальные средства в короткие сроки. Я бросаю клич, мне люди сдают деньги, я закупаю провизию, медикаменты, провожу через границу, развожу по точкам, все это снимаю и потом людям показываю, кому и как мы это раздали. В России гуманитарный отклик в несколько раз превышает то, что они собирают в Киеве и во Львове. Много всякой работы. Пленных я обменивал".
"У российских музыкантов нет представлений о родине, ее чести и достоинстве"
Захар Прилепин о литераторах и музыкантах: "Есть некоторые основания для этого, давайте назовем это "одаренностью". Я, слушая музыку своих собратьев, понимаю, что я могу не хуже, а могу и лучше. Кроме того, здесь есть личная заинтересованность, чисто механическая. Мне интересно, мы называли фамилии ряда литераторов или не только литераторов, которые еще и музыкой занимаются, — Брюс Уиллис, Кевин Костнер, Лермонтов писал музыку, Есенин напевал свои стихи, у него было несколько мелодий якобы, Грибоедовский вальс есть у Грибоедова, но в целом никогда так не выдавалось, чтобы человек, который в одной сфере достиг каких-то вещей, совершенно убедительных, в другой сфере столь же проявился. Гребенщиков тоже писал прозу, на мой взгляд, любопытную. И мне интересно, до какой степени можно дойти, чтобы тебя приняли еще и так. Потому что люди достаточно консервативны, они говорят: "Ну, мы знаем же, Кевин, ты хороший актер, зачем тебе еще с этой гитарой?" или: "Боря, ты хороший музыкант, оставь свои эти повести". Разве прошло время Возрождения, Ломоносовское время, наконец, — людей, которые могут разные вещи делать одинаково успешно?"
О культурной политике в России: "Культура должна цвести, но это не отменяет культурной политики как таковой. Обратите внимание, что ряд российских деятелей шоубиза имеют такое количество государственных орденов, медалей и лент всевозможных, которые никогда в жизни ни один ополченец не получит. В статусе генералов находились. А когда случилась проблема Крыма, потом проблема Новороссии, эти люди либо заняли глубоко антигосударственную позицию либо просто смолчали на эту тему и никогда в жизни не высказались. Они никогда не приедут в Донецк или в Луганск выступать, скорее они со своими медалями "За заслуги перед Отечеством" даже приедут в Киев. Большинство этой элиты несколько иначе воспринимает происходящее в стране, чем 86% страны. Ну как так получилось, что у вас была за государственная политика, о чем вы вообще думали все это время, тем более когда Валерии не дают право приехать в Юрмалу петь, а остальные все едут — "а что, мы теперь концерты будем отменять?" У нас нет ни внутрицеховой солидарности, ни каких-то представлений о родине, ее чести и достоинстве. Значит, культурная политика была неправильная, либо она въехала в другую сторону, либо ее не было как таковой. И в этом смысле надо, чтобы пели все, выступали все, но определенную планку восприятия того, что происходит в стране, надо поднимать, и тех артистов, которые, как мы считаем, нас не сдадут в трудный момент, мы должны как-то представлять поближе к публике, по возможности транслировать их чуть почаще в "голубых огоньках" — я говорю о музыке в первую очередь. Есть доступная общественная музыка, которая более достойна".
"Мои песни о вечном в актуальном"
Захар Прилепин о решении заняться музыкой: "Однажды я вдруг подумал, что есть какие-то вещи, которые я не могу сформулировать через писательство или публицистику. Есть какие-то токи, искры, которые от меня не идут, а я хочу, мне кажется, я знаю, как их надо производить, чтобы этой искрой попасть кому-то, кому мне хочется, в лоб. Учитывая то, что у нас, условно говоря, поколение нулевых воспринимает только короткие вещи, которые мгновенно цепляют крючком за мозг, то есть ролик в YouTube, песня, даже обрывок песни или пост в Facebook. Я думаю, с ними надо разговаривать так, тем более, это тот язык, который мне понятен, который я тоже неплохо знаю. Кроме того, мне кажется, у меня есть какой-то запас словаря, который, может быть, будет понятен и моим тоже ребятам, которым я хочу подать знак: "Ребят, помните, как мы в 88 году..."