Сбербанк объявил долговую мобилизацию
Отбор коллекторов приобретет регулярность и масштаб
Три года спустя после начала взаимодействия с коллекторами Сбербанк объявил второй конкурс по централизованному отбору компаний для работы с проблемными долгами физлиц по агентской схеме. Сейчас в условиях резкого ухудшения качества заемщиков госбанк стал гораздо более либеральным к коллекторам, чем три года назад. Однако смягчение требований касается только крупных игроков.
О проведении отбора коллекторов для передачи им работы с плохими долгами на аутсорсинг Сбербанк сообщил на сайте госзакупок на этой неделе. По результатам отбора банк планирует сформировать список аккредитованных компаний, которые в течение трех лет будут привлекаться к работе с его проблемными долгами (преимущественно розничными.— "Ъ"). Заявки на участие в отборе коллекторы могут подавать до 20 апреля, итоги конкурса будут подведены 2 мая.
Впервые централизованную процедуру аккредитации коллекторов для работы с просрочкой Сбербанк провел в 2012 году, тогда по итогам отбора в список попали 20 агентств. С тех пор новых конкурсов банк не проводил. По сравнению с дебютным отбором принципы взаимодействия Сбербанка с коллекторами изменились, свидетельствует информация на сайте госзакупок. Если раньше коллекторы отбирались единожды на все три года и по завершении процедуры отбора попасть в аккредитационный список было нельзя, то сейчас список аккредитованных коллекторов может дополняться каждые полгода. То есть их возможности по сотрудничеству со Сбербанком расширены. При этом требования банка к претендентам на включение в список аккредитованных компаний по масштабам бизнеса стали, наоборот, жестче. Если раньше для федеральных игроков достаточно было штатной численности коллекторов 50 человек, то сейчас минимум 300, при этом коллекторской компании необходимо иметь собственный колл-центр. "Важно, чтобы компания обладала производственными мощностями, которые позволят обработать значительный объем договоров, переданных в работу",— пояснили в пресс-службе Сбербанка.
По оценкам главы коллекторского агентства ФАСП Александра Морозова, новым требованиям по численности персонала соответствуют 10-15 агентств. Среди них и развернется конкуренция за сотрудничество со Сбербанком как с крупнейшим поставщиком плохих долгов. На 1 марта, согласно его российской отчетности, объем просроченных розничных кредитов у него составлял 110 млрд руб., увеличившись с начала прошлого года в 1,75 раза. Всего, по данным ЦБ на 1 марта, по банковской системе просроченными были 731 млрд руб. кредитов физлицам.
Опрошенных "Ъ" участников рынка предсказуемо обрадовало изменение периодичности отбора. "Шанс попасть в список аккредитованных агентств не раз в три года, а раз в полгода подстегнет конкуренцию среди уже отобранных игроков и даст попасть в список новым игрокам, которые на дату объявления отбора могли не соответствовать требованиям банка, но подтянут свои показатели в дальнейшем, либо на текущий момент еще только собираются выйти на российский рынок, либо рассчитывают укрепить свои позиции через консолидацию",— говорит господин Морозов.
При этом небольшие игроки отсечение себя от сотрудничества со Сбербанком считают субъективным. По словам представителя коллекторского агентства, которое не проходит по новым требованиям Сбербанка к численности персонала, "не всегда раздутый штат означает высокое качество работы, если у агентства есть качественные IT-технологии, ему нет необходимости держать огромный штат сотрудников, ведь работа по агентской схеме преимущественно заключается в дистанционном взаимодействии с должником". По его мнению, введением высокой планки по численности персонала Сбербанк отсекает пусть не самые большие, но высокотехнологичные эффективные компании.
Еще одним новшеством стало требование Сбербанка к коллекторам по наличию членства в Национальной ассоциации коллекторских агентств (НАПКА), которая имеет свой кодекс этики. "Членство в НАПКА подтверждает высокие стандарты качества предоставляемых услуг и цивилизованный подход к урегулированию задолженности",— пояснили этот критерий в Сбербанке. Впрочем, как показал опыт саморегулирования на других рынках (аудиторском, оценщиков), эффект от членства в СРО ощутим далеко не всегда.