«Конкуренция подтолкнет банки к еще более интересным предложениям»

Интервью

Людмила Варакина, исполнительный директор НП «Союз малого и среднего бизнеса Свердловской области»

— Сегодня говорят о тяжелом положении МСБ, однако для банков подходы к малому и среднему бизнесу, как правило, отличаются. Какой бизнес считается малым, а какой средним?

— Сейчас в России малым считается бизнес, у которого до 100 сотрудников и годовой оборот до 400 млн рублей, средним — до 250 сотрудников и годовой оборот до 1 млрд рублей. Однако на федеральном уровне уже не раз поднимался вопрос о необходимости смены этих критериев, так как они не дают точной оценки бизнесу. Кроме того, к сожалению, практически все инструменты господдержки ставят малый и средний бизнес на один уровень, хотя ситуация с ними разная. Средний бизнес для банковского кредитования более привлекателен как более устойчивый и грамотный. На первый взгляд, видно, что в регионе картина неплохая — эти инструменты активно используются предприятиями МСБ. Однако если смотреть в разрезе, то взять кредиты по ставке рефинансирования ЦБ, получить субсидии на покупку оборудования и воспользоваться другими льготными программами могут в основном только средние предприятия. Если их кредитование сейчас в каких-то объемах продолжается, то малый бизнес практически не кредитуется. Он часто не в состоянии выполнить требования, которые госпрограммы предъявляют к заемщику, разобраться со всеми необходимыми документами. Дошло до того, что некоторый малый бизнес ищет средства у знакомых или берет деньги у микрофинансовых организаций под большие проценты.

— Банки не отрицают, что стали менее охотно кредитовать малый бизнес, зато сейчас обострилась конкуренция за РКО, развиваются дистанционные сервисы. Могут ли эти предложения оказать бизнесу реальную помощь?

— Уже несколько лет в банках существует практика дней открытых дверей для малого бизнеса, предлагается консультирование и акции по бесплатному открытию бизнеса и т.д. Это привлекательные предложения, но бесплатные консультации сейчас оказывают практически все общественные организации и бизнес-объединения, ФНС, уполномоченный по защите прав предпринимателей и так далее. Экономия на дистанционных сервисах для малого бизнеса не очень существенна, в силу самих масштабов этого бизнеса. Скорее, эти сервисы дают бизнесу не столько экономию, сколько дополнительный комфорт. Надеюсь, конкуренция подтолкнет банки к еще более интересным предложениям.

— Какие направления МСБ сейчас наиболее распространены на Урале и с какими трудностями они сталкиваются, помимо дорогих кредитов?

— По-прежнему наибольшее количество предпринимателей занято в сфере торговли и предоставления услуг. В последнее время много говорится о необходимости увеличения количества малых инновационных производственных предприятий, но деятельность в этом направлении пока практически не ведется. Большой пласт предпринимателей составляют владельцы магазинов продуктов питания, в которых спрос практически не упал. Закрываются в основном кафе и рестораны, люксовые салоны красоты. Часть производственников, оказавшихся на волне импортозамещения, пошла в гору, однако большинство находится в плачевном состоянии. Предприятия, поставляющие продукты и услуги крупным российским госкорпорациям, столкнулись с неплатежами с их стороны. Средства не возвращаются либо возвращаются в разы меньшими суммами, перекредитоваться невозможно, а судиться с такими компаниями, учитывая их большой штат квалифицированных юристов, бесполезно. Из-за этого компании начинают распродавать оборудование, сокращать сотрудников, некоторые разоряются.

— Какие инструменты сейчас необходимы бизнесу от банков?

— К нам все чаще обращаются предприниматели с просьбами о помощи в привлечении инвестиций. Думаю, сейчас будет развиваться направление, связанное с инвестиционной деятельностью, привлечением венчурных фондов.

Беседовала Алена Тронина

Другие материалы по теме «Банки»



Вся лента