"Вопреки ожиданиям, какие-то производства в период импортозамещения начали расти"

Максим Кваша в интервью "Коммерсантъ FM"

Как проходит импортозамещение в различных отраслях? Где пока не удается использовать исключительно российские технологии? И какие сферы не справятся без господдержки? Эти и другие вопросы ведущий "Коммерсантъ FM" Анатолий Кузичев обсудил с руководителем отдела макроэкономики журнала "Коммерсантъ Деньги" Максимом Квашой и представителями различных отраслей российского бизнеса в рамках программы "Действующие лица".

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

"Протекционизм — очень опасные грабли, на которые может наступить наше правительство"

Максим Кваша о политике протекционизма: "Одна из причин, по которой началась Великая депрессия 30-х годов, — всемирный всплеск протекционизма. Протекционизм вредит развитию экономики, особенно безраздельный и неразумный. Это очень опасные грабли, на которые может наступить наше правительство, если поддастся призыву лоббистов. Вопрос, конечно, в дозировке".

Президент Российской ассоциации производителей сельхозтехники "Росагромаш" Константин Бабкин о ситуации в отрасли: "Постоянно ищется баланс, где выгоднее производить. Сейчас сложились условия, чтобы вернуть производство в Россию. Кроме рубля, этому способствует и изменение риторики правительства. Она нацелена на то, чтобы возвращать производства сюда. Правительство ведет политику по укреплению рубля, и это не в пользу импортозамещению. Пока мы видим только риторику. Если бы это были серьезные намерения, мы бы увидели снижение налогов, более серьезное снижение процентной ставки. Мы слышим разговоры, но пока действий нет. Во-первых, абсолютно контрпродуктивна политика Центрального банка. Я думаю, ЦБ не находится в космосе, он в одной связке с правительством. Еще одно неверное решение — многоэтапный налоговый маневр".

Максим Кваша о противоречии в действиях правительства: "Правительство, с одной стороны, говорит: "Давайте, импортозамещайте, выводите на рынок новые продукты". С другой стороны, оно говорит, что не хочет, чтобы на эти самые продукты росли цены, оно будет бороться с ростом цен. Так не бывает".

"Наши производители мяса сейчас спокойно двигают Латинскую Америку"

Ресторатор Андрей Деллос об импортозамещении в ресторанном бизнесе: "Процесс импортозамещения мы начали еще порядка восьми лет назад, наиболее активно — четыре года назад. Ситуация, которая возникла прошлой осенью, нас не затронула. У нас в ресторанах и так было порядка 70% российской продукции. У нас за это время выросла группа фанатиков, которая даже выписала себе американских ковбоев, которые пасут, показывают, как надо это делать. Мы видим невероятную эволюцию. Наши производители сейчас спокойно подвигают Латинскую Америку. Есть приятные сюрпризы. Небольшая проблема существует только по устрицам и фуа-гра".

Генеральный директор "1С-Битрикс" Сергей Рыжиков о ситуации в IT-сфере: "За последний год проведена работа. Активность проявили и Минсвязи, и Госдума. Все IT-компании давно работают, по сути, без границ. Все российские компании конкурентоспособны на мировом уровне. Определенные преференции, скорее всего, помогут российским компаниям. Я очень надеюсь, что это позволит создать новые категории продуктов, которые пока не производятся. Есть сервисы и программные продукты, в которых мы очень успешно конкурируем. Конечно, правильнее говорить, что госструктуры или госкорпорации, если есть возможность, должны покупать российские программные продукты. Безусловно, требуется стимулирование".

"Время для импортозамещения у "Роснефти" есть"

Максим Кваша о том, что удивило при подготовке материала об импортозамещении: "Я боялся, что мы увидим очень много глупостей, которые делаются правительством и совершаются игроками рынка. Их оказалось мало. Второе — это то, что довольно многие вещи идут по сценарию 98-го года. Тогда в экономике были огромные незадействованные мощности, которые бизнес сумел задействовать. Сейчас кое-какие производства начали расти, и это не может не радовать".

Вице-президент по PR компании "Роснефть" Михаил Леонтьев об импортозамещении в отрасли: "Отрасль способна достаточно длительное время поддерживать добычу за счет собственных средств, собственных запасов. Время для импортозамещения у нас есть. Ничего болезненного нет. Есть трудное. Трудно достаточно быстро освоить технологии, которые мы не осваивали, потому что считалось, что за тот денежный поток, который генерирует природная рента, можно покупать готовое. В первую очередь, санкции направлены на оборудование для добычи на шельфе и на оборудования для гидроразрыва пласта, то есть для трудноизвлекаемых запасов".

Михаил Леонтьев о заводе "Звезда": "Это, может быть, единственный проект, который, по мнению "Роснефти", должен обязательно быть профинансирован из Фонда национального благосостояния. Это не корпоративный проект. Наша компания, наверное, является якорным заказчиком продукции этого предприятия. Мы считаем, что государство должно в этом участвовать".

Вся лента