Генералу напомнили о рейдерском захвате
Прокуратура отменила дело в отношении бывшего замглавы МВД по следствию
Как стало известно "Ъ", ГСУ СКР по Санкт-Петербургу возбудило уголовное дело в отношении бывшего замминистра внутренних дел — начальника следственного департамента МВД Юрия Алексеева. В недавнем прошлом главного полицейского следователя страны заподозрили в превышении полномочий при расследовании уголовного дела о рейдерском захвате. Якобы по его команде спорный объект не был возвращен потерпевшим, а остался в распоряжении рейдеров, которые получали с него прибыль. В свою очередь, прокуратура признала расследование в отношении генерал-майора Алексеева незаконным. Сейчас стороны по делу обжалуют действия друг друга в Генпрокуратуре, а потерпевшие собираются обратиться в суд.
Главное следственное управление СКР возбудило уголовное дело по ст. 286 УК РФ ("Превышение должностных полномочий") в отношении Юрия Алексеева, который указом президента в феврале прошлого года был освобожден от должности заместителя главы МВД — начальника следственного департамента министерства. В рамках расследования дела следователи прилетели в Москву, допросили генерал-майора в отставке и провели обыск в его квартире.
Однако постановление о возбуждении уголовного дела, которое вполне могло завершиться задержанием господина Алексеева, было признано незаконным решением прокуратуры Санкт-Петербурга. Надзорный орган, по сведениям источников "Ъ", посчитал, что для начала расследования в отношении генерала не было достаточных оснований, а при возбуждении самого дела могла быть нарушена территориальная подследственность, так как предполагаемое преступление если и было совершено, то не в Санкт-Петербурге, а в Москве. Кроме того, выяснилось, что обыск в квартире господина Алексеева не был санкционирован судом. Правоохранительные органы, если следственные действия носят неотложный характер, могут в исключительных случаях получить санкцию суда уже после обыска, но история с известным и уважаемым в правоохранительных органах генералом Алексеевым явно не подходит под такие случаи.
Источники "Ъ" в СКР сообщили, что обжалуют решение региональной прокуратуры в Генпрокуратуре. По их же данным, обжаловать действия надзорного органа в суде намерены и потерпевшие по делу. В свою очередь, Генпрокуратура уже затребовала документы по делу в прокуратуре Санкт-Петербурга, чтобы разобраться в ситуации. Учитывая, что господин Алексеев много лет проработал в надзорных органах, дослужившись до начальника управления Генпрокуратуры по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму, очевидно, что он может рассчитывать на поддержку бывших коллег. Об этом говорят и обстоятельства, предшествующие его уголовному преследованию.
14 ноября 2005 года прокуратурой Санкт-Петербурга по заявлению основного владельца Фрунзенского плодоовощного комбината (ФПК) Семена Шубика было возбуждено уголовное дело о "мошенническом захвате" (ч. 4 ст. 159 УК РФ) ФПК. После этого дело передали для расследования в следственное управление по Фрунзенскому району ГУВД Санкт-Петербурга. В декабре 2005 года Владислав Пиотровский, на тот момент исполнявший обязанности начальника регионального ГУВД, направил письмо в следственный комитет (СК) при МВД РФ с просьбой изъять у местной милиции около десятка уголовных дел, в том числе о рейдерском захвате ФПК. Юрий Алексеев, на тот момент врио заместителя руководителя СК МВД РФ, рассмотрев это письмо, распорядился передать дело ФПК в производство своего ведомства.
Однако уже в сентябре 2006 года постановлением заместителя генпрокурора РФ Виктора Гриня дело о рейдерском захвате было изъято из милицейского следствия. После этого в Петербург прибыла группа следователей Генпрокуратуры: в ноябре 2006 года они передали комбинат на ответственное хранение законным владельцам. В 2007 году, после того как СКР выделился в самостоятельную структуру, дело было передано его следователям. Расследование было завершено только в 2010 году, а еще через три года Фрунзенский райсуд приговорил обвиняемых в захвате предприятия, в том числе экс-заместителя начальника петербургского УБОПа Владимира Сыча, к условным срокам.
Как рассказал "Ъ" адвокат Игорь Сочиянц, представлявший интересы Владимира Сыча, Юрий Алексеев был допрошен во время судебного следствия. Генерал рассказал про письмо от господина Пиотровского, подтвердил информацию об изъятии уголовного дела ФПК, отметив, что никаких нарушений при этом допущено не было. По словам Юрия Алексеева, ни с потерпевшими по данному уголовному делу, ни с сотрудниками петербургской полиции он не общался.
Адвокат Юрий Веселов, представляющий интересы сына Семена Шубика (сам он уже скончался) и его супруги Надежды, сообщил "Ъ", что его доверитель, Кирилл Шубик, действительно признан потерпевшим по уголовному делу Юрия Алексеева. По словам адвоката, его клиенту был причинен ущерб тем, что СК МВД РФ передал на ответственное хранение комбинат не потерпевшим, а одному из предполагаемых организаторов рейдерского захвата — Евгению Елисееву, которому на тот момент было предъявлено обвинение в мошенничестве. Воспользовавшись этим, Елисеев снял со счетов предприятия более 8 млн руб., а кроме того, по версии следствия, неоднократно пытался перерегистрировать право собственности на объекты недвижимости ФПК на свою фирму.
По данным "Ъ", два бывших сотрудника СК МВД РФ, которых следствие допросило в качестве свидетелей по делу о превышении должностных полномочий, дали показания о том, что получили устные указания о передаче собственности ФПК Евгению Елисееву именно от генерала Алексеева. Сам он, впрочем, подобные приказы отрицает. К тому же, по словам источника "Ъ", решение таких вопросов вообще не относилось к компетенции генерала.
Юрий Алексеев для комментариев вчера не был доступен. В свою очередь, источник "Ъ", знакомый с ситуацией вокруг скандального дела, напомнил, что в 2013-2014 годах, когда активно обсуждался вопрос об объединении СКР и полицейского следствия, генерала Алексеева прочили на должность заместителя Александра Бастрыкина, который курировал бы работу своих бывших подчиненных. Однако объединение следственных органов было отложено на неопределенный срок.