Частное пенсионерское
Государства сохраняют доминирующую позицию в обеспечении граждан в старости. Однако роль частных пенсионных фондов в повышении уровня жизни пенсионеров возрастает.
По оценкам консалтинговой компании Towers Watson, активы под управлением 300 крупнейших пенсионных фондов мира достигают $14,9 трлн. В региональном разрезе лидирует Северная Америка: ее доля по активам достигает 41,4%, из топ-300 на США приходится 126 фондов. Далее следует Европа (29,5%) и Азиатско-Тихоокеанский регион (24,7%). Самый быстрый рост демонстрируют фонды Норвегии и Китая. В 2008-2013 годах их активы выросли на 20% в долларах и на 17% в национальных валютах. Большинство (67%) активов по-прежнему приходится на государственные и суверенные пенсионные фонды. Однако проблемы, с которыми они сталкиваются в последние годы, дают возможности для развития частных фондов.
В 2009-2013 годах активы негосударственных пенсионных фондов в странах ОЭСР демонстрировали средний годовой прирост 8,2%, обгоняя других крупных игроков — инвестиционные фонды и страховые компании. Соотношение активов пенсионных фондов к ВВП (ключевой показатель их активности) в среднем по ОЭСР составляет 84,2%. У пяти стран во главе с Нидерландами оно превышает 100%. За пределами ОЭСР это соотношение значительно ниже. В 37 странах, включенных в исследование "Pension Markets in Focus 2014", оно составило в среднем 38%. Только у девяти государств во главе с ЮАР оно превысило 20%.
Несмотря на непростую экономическую ситуацию, за последние пять лет НПФ 22 стран ОЭСР показали среднюю реальную годовую доходность выше 2%. В 2013 году она составила 4,7%: лучший результат у США — 11,7%, худший у Дании — минус 4,6%. В странах вне ОЭСР средняя доходность в 2013 году была даже немного выше — 5,6%. В Пакистане, Намибии и на Мальдивах она даже превысила 10%. Основные объекты вложения средств НПФ — акции, векселя и облигации. Среди развитых стран НПФ США лидируют по вложению в акции, а чешские и венгерские держат более 80% в векселях и облигациях. В большинстве стран в последние годы фонды снижают вложения в акции в пользу облигаций.
Примечательно, что в последнем глобальном исследовании пенсионных рынков ОЭСР не учитывается Россия, в предыдущем докладе занимавшая 21-е место по объему активов НПФ и 51-е по их соотношению к ВВП. Это связано с неопределенностью будущего российской пенсионной системы. Остается надеяться, что по окончании "пенсионного моратория" российские НПФ восстановят позиции в рейтингах.