«Гараж» открылся пинг-понгом
В московском парке им. Горького открылся новый комплекс музея
В Москве представили новое здание Музея современного искусства «Гараж». Музей разместился в здании бывшего ресторана «Времена года».
Сегодня Дарья Жукова, директор «Гаража» Антон Белов, главный куратор музея Кейт Фаул и архитектор Рем Колхас торжественно открыли Музей современного искусства «Гараж» в новом здании. Здание, впрочем, старое: здесь когда-то был ресторан «Времена года». Концепция Колхаса заключалась в том, чтобы бережно отнестись к руинам брежневской эпохи. Задачей «Гаража» всегда было минимальное совпадение с позднесоветскими представлениями о музее: ориентация на молодежь, разнообразные образовательные программы, кафе с выдающейся по меркам культурных институций кухней.
Новое здание вообще не похоже на музей в традиционном понимании, мало того, к музейной работе мало приспособлено. Колхас оставил довольно большой фрагмент оригинальной мозаики, старую плитку и основные планировочные схемы, что создает очевидные проблемы с освоением довольно значительного — 5400 кв. м — пространства. Фасады обшиты пластмассовыми панелями, пропускающими дневной свет, а это значит, что выставки тут лучше всего смотреть вечером и ночью — в ресторанном режиме. Ощущение тесноты, правда, возникает не только из-за архитектуры, но и благодаря обширной программе, в которую кураторы «Гаража» попытались вместить все что можно. При всем разнообразии индивидуальных и исследовательских проектов создается впечатление, что они возникли под диктовку здания — почти все здесь посвящено советскому прошлому или косвенно с ним связано.
Вход украшает громадное панно живого классика соц-арта Эрика Булатова с надписью «Все в наш Гараж!», выполненное в угловатом стиле советской рекламы. Центральный проект нового «Гаража», выставка Риркрита Тиравании «Завтра — это вопрос?», на первый взгляд имеет мало общего с эпохой позднего социализма. Но попробовав остывшие пельмени, которыми кормят специально приглашенные повара, чувствуешь, как в область желудка вселяется дух советской столовой. Столики для пинг-понга, за которыми сражаются члены любительского Ping Pong Club, тоже напоминают о размеренной парковой жизни 1970-х. Частью проекта Тиравании стала небольшая выставка чешского концептуалиста Юлиуса Коллера с серией, посвященной опять-таки пинг-понгу.
Инсталляция крайне модной японской художницы Яйои Кусамы посвящена узору в горошек, вызывающему в памяти веселый ситчик из старого анекдота. Молодые сотрудники «Гаража» приготовили к открытию интересный архивно-исторический проект о 1960-х, где картонные силуэты с фотографиями представителей разных социальных страт сопровождаются подшивками старых журналов, аудиопьесами и даже комиксами о восьми диссидентах, вышедших на Красную площадь 25 августа 1968 года с митингом против вторжения советских войск в Чехословакию. Загадочная институция под названием «Музей нового американского искусства» (проект сербского художника, пожелавшего остаться анонимным) показывает в «Гараже» реконструкцию Американской выставки в Сокольниках 1959 года, одного из ключевых событий «оттепели».
Новый «Гараж», таким образом, не выставочный зал с гибким и договороспособным характером, а нечто вроде музея СССР, о создании которого так давно мечтают профессионалы. Это объясняется не только мировой модой на послевоенный модернизм и социализм, затронувшей и продвинутых кураторов «Гаража», но и мощным даром убеждения, которым обладает Рем Колхас (в интервью одноименному с музеем журналу он рассказал, что не прочь встретиться с Лениным). Отказавшись делать современную выставочную площадку, удобную для показа искусства разного масштаба и смысла, Колхас собственноручно написал концепцию развития будущего «Гаража»: бывший ресторан, где наши отцы и деды сидели за кружкой пива, в роли музея годится только для полевых исследований социалистического прошлого, а все искусство за пределами этой проблематики будет биться с контекстом до последней капли крови.