"Надо резко менять экономическую политику в стране"

Большинство коммерсантов не теряют надежды на экономический прогресс. По данным компании E&Y, в него верят 57% российских предпринимателей. Без государственного вмешательства бизнесу придется сложно, говорят эксперты. Однако необходимое реформирование законодательства уже происходит, добавляют они.

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

57% российских предпринимателей верят в развитие экономики. Такие данные приводит консалтинговая компания E&Y. В опросе участвовали 73 руководителя российских предприятий. Больше всего опасений у бизнесменов вызывает рост политической нестабильности и высокая волатильность валютного и сырьевого рынков. Также отмечается, что только 16% мировых компаний интересуются сделками в России. Бизнесу внутри страны требуется вмешательство государства в качестве посредника. В этом уверена председатель общественной организации "Бизнес-солидарность" Яна Яковлева.

"Надо создавать условия для ведения бизнеса, для импортозамещения, о котором сейчас столько разговоров. Государство должно выступать регулятором и модератором дискуссий между заказчиком и потребителем и, прежде всего, обращать внимание на то, где продукция предпринимателей могла бы сбываться. Потому что, с одной стороны, у нас все рынки, если говорить о продовольствии, уничтожены, все киоски закрыты, предпринимателям просто негде сбывать свою продукцию — до сетей не достучишься. Вот здесь государство должно было бы регулировать и помогать", — рассуждает Яковлева в эфире "Коммерсантъ FM".

В Госдуме готовят новый закон, который внесет существенные изменения в работу бизнеса, сообщил замглавы комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Звагельский. Документ, по его словам, уже прошел первое чтение и будет принят осенью этого года.

"Теперь он должен заниматься реализацией товара. Он должен зарабатывать со своей торговой наценки. В основном ритейл сегодня зарабатывает не со своей торговой наценки, а с навязыванием поставщику различных маркетинговых договоров, услуг, различных рекламных мероприятий. Это мы убираем. В договоре с поставщиком будет четко указано: вот такая будет наценка. Вторая новация будет касаться изменений сроков оплаты. Она, во-первых, жестко не узаконена, это особенно касается первой группы скоропортящихся товаров. Это то, что реально в России производится. Эти сроки будут сокращены вдвое. Все товары будут распределены на три группы, в зависимости от этого будут делаться все эти оплаты", — пояснил Звагельский.

Действующее законодательство в сфере бизнеса не эффективно и требует существенных изменений, отметил президент Российской ассоциации развития малого и среднего предпринимательства Александр Иоффе.

"За последние годы, если не сказать, за десятилетия, политика государства в отношении малого и среднего бизнеса не претерпела изменений. С 1994 года количество малых предприятий увеличилось от силы на 10%. Единственный выход из создавшейся ситуации — надо резко менять экономическую политику в стране, принимать очень мощные решения. Это выкидывание на помойку огромного количества нормативных актов, которые практически ничего не дают. Это кредитование предпринимательства, потому что без денег никакой бизнес не развивается. Это доступность нежилых помещений, земли, резкая борьба с административными барьерами и коррупцией", — отметил Иоффе.

По данным агентства EY, самыми привлекательными для российских компаний остаются рынки США, Великобритании и Германии. Для многих приоритетными направлениями стали Китай и Индия.

Артур Мулюков

Вся лента