"Право на забвение" придумано для чиновников"

Госдума 16 июня приняла в первом чтении законопроект, известный как "право на забвение" в интернете. Документ обяжет поисковики по требованию гражданина удалять из поисковой выдачи ссылки с информацией о нем. Законопроект поддержали 423 депутата, против проголосовал один парламентарий. Об этом сообщает "Интерфакс". Ведущая "Коммерсантъ FM" Светлана Токарева обсудила эту тему с Андреем Бильжо — известным художником, писателем и ресторатором, а по образованию — психиатром.

Фото: Петр Кассин, Коммерсантъ

Документ предписывает внести изменения в федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", а его авторами выступили представители всех четырех партий, представленных в нижней палате. "Принятие законопроекта будет способствовать более полной и своевременной защите чести, достоинства и деловой репутации граждан", — считают депутаты.

Информацией, которую пользователь может требовать удалить, являются недостоверные, устаревшие (старше трех лет) сведения и другие данные, нарушающие законы. Под исключение подпадает лишь информация о событиях, содержащих признаки уголовно наказуемых деяний (до тех пор, пока не истекут сроки привлечения к уголовной ответственности). За отказ от выполнения данных требований предусматривается наказание в виде штрафов от 100 тыс. до 3 млн руб.

--Андрей Георгиевич, что думаете по этому поводу?

— "Право на забвение" в интернете — это очень интересная штука и поэтому многоплановая. Кто этого может хотеть и кто может этого не хотеть? Про себя можно хотеть, если у тебя что-то с биографией не так, не хочется рассказывать про свои доходы, хочется скрыть какие-то пункты своей биографии, не хочется говорить. В "Википедии" про чиновников есть разные разделы, например, биография: родился, женился и так далее, учился; скандальные высказывания, участвовал в таких-то законах, награды. Награды скрывать не захочется, а на участие в каких-то законах, которые захочется скрывать со временем, будет распространяться "право на забвение".

Или захочется сделать так, чтобы забыли про какого-то человека, например, господин N: был он в оппозиции, что-то говорил не то — хочется, чтобы про него забыли, "право на забвение", как мне кажется.

— Депутаты для себя придумали этот законопроект?

— Я думаю, что это придумано для чиновников. Интересно, вообще, человек хочет остаться в истории и в памяти своих близких, если он более знаменит, то в более широком кругу людей, чтобы о нем помнили. А здесь вдруг хочется, чтобы о нем забыли, это совсем удивительная вещь. Вообще, это можно распространить и на историю в том числе, хочется не помнить о каких-то кусках своей истории, какие-то, наоборот, хочется запомнить, а какие-то не очень хочется помнить. Не хочется помнить человеку про человека плохое, про неприятного человека, как ему кажется, не хочется помнить, что он сделал хорошее, таким образом, собственно, выделиться на этом фоне, не хочется помнить нехорошие куски своей истории, хочется их забыть, хочется помнить о хороших.

Но дело в том, что жизнь человека и жизнь государства, и жизнь страны не состоит только из одного хорошего, там много есть плохого, за что-то стыдно, со школы нас учили — ошибки надо признавать, раскаиваться в них и говорить: "Да, я был в этом не прав". Нельзя все время гордиться чем-то. Мне кажется, этот закон о "праве на забвение" как раз направлен на то, чтобы люди скрывали какие-то неприятные части своей биографии.

С другой стороны, здорово, что они знают, что эти части биографии неприятны, значит, как говорят психиатры, существует критическое состояние и критика своему здоровью и своему поведению. Значит, это поведение можно скорректировать, но лучше корректировать его, не вычеркивая из своей биографии куски, а тем, что ты говоришь:"Да, я был в этом не прав", и исправлять свои ошибки в жизни.

Вспоминаются строчки Галича: "Мы — поименно! — вспомним всех, Кто поднял руку!", и так далее. "Не забудем, не простим" вспоминаются. "Никто не забыт, ничто не забыто" вспоминается. Как-то так должна строиться биография человека и история любого государства на самом деле. И движение вперед и развитие самого человека, и развитие государства состоит в том, что не надо скрывать свои темные стороны, а нужно их исправлять.

Вся лента