Держать Москву за недвижимость
Сочи лидирует по росту цен аренды жилья в России. Средняя стоимость съема трехкомнатной квартиры там выросла на 35%. Максимальное падение — в Новокузнецке. Въехать в "однушку" в городе стало на четверть дешевле. В то же время Москва и Санкт-Петербург по-прежнему остаются на первых местах рейтинга по самой дорогой стоимости арендуемых квартир. В столице ценник стартует с 35 тыс. руб. за месяц в однокомнатных апартаментах. Публицист и предприниматель Антон Хреков уверен, что владельцы недвижимости не спешат понижать ставки, ожидая новых экономических потрясений.
Испокон веков существовали рантье — получатели нетрудовых, но законных доходов. Кто-то сам подсуетился в молодости ради насыщенной зрелости, у кого-то — прозорливые родители, дядюшки или тетушки, кому-то подфартил удачный брак. Рента — это что-то вроде аккумуляторной батареи для денежного потока: заряжаешь редко, отдача — всегда. Она и тешит самолюбие: какое-никакое, а дело, не просто вклад в банке. И собственность не убежит, и деньги капают.
Рантье можно не любить, но их не отменишь. Я не против рантье. Альтернатива — только "все вокруг колхозное". Даже в СССР можно было построить кооперативную квартиру, а потом еe сдавать.
Есть у меня приятель, массажист Саша. Он зарабатывает в прямом смысле своими руками. Работает Саша в полуподвальном закутке — о таких мне рассказывала прабабушка, жившая в Москве 20-х годов. Ежемесячно Саша отстегивает хозяйке тысяч 50. То есть первые 7-10 дней месяца Саша мнет руками спины на хозяйку. Потом еще сколько-то дней на государство, но значительно меньше. И только потом — на себя.
Я бы не сказал ни слова, будь хозяйка собственницей. Но не промолчу я потому, что ни черта она не собственница. А когда-то где-то через кого-то каким-то местом (не знаю, о чем вы, а я имел в виду кошелек) получила в аренду метров 200 или 300 из городских фондов — то ли как НКО, то ли как кто-то еще оберегаемый и неналогооблагаемый. Нарезала эти квадраты на секции, секции вновь на квадраты, и обзавелась дюжиной арендаторов. По подсчетам Саши, кособокие, местами протекающие, помещения дают даме в районе миллиона в месяц. Как только грянул кризис, цены за аренду… повысились.
То же стряслось и с сотнями других коммерческих площадей в Москве. Иногда рост цен объясним: курс евро, импорт, пересчет и так далее. А тут-то что? Недвижимость как стояла в рублевой зоне, так и не двигалась. Объяснение обескураживающе простое. Как и ответ на вопрос, почему противоракетной обороной когда-то защитили именно Москву — потому что советские генералы, отвечавшие за ПРО, ПРОсто хотели и дальше жить на подмосковных дачах, а не ехать, скажем, в Сибирь. Так и тут: посреднички привыкли жить, тратить и мыслить в евро. Ну или в фунтах. И как только рубль в корчах упал в минувшем декабре, ставки тут же повысили. А потом забыли понизить. Мол, мало ли чего там еще будет в нашей Раше… то есть в вашей.
Когда рестораны, магазины и другие бизнесы плачут от межгалактических ставок на аренду, то часто пеняют на город и требуют от чиновников "что-то сделать с арендой". Сотни предприятий вылетели в трубу. А чиновники тут как раз не причем: они даже не всегда могут физически (и юридически) найти посредника.
С этим надо что-то делать. Не буду умничать — пока не знаю, что. Но нашли же хоть какую-то управу на "собак на сене", которые владеют козырными земельными участками, но не хотят их продавать или сдавать застройщикам: теперь они платят немалый "налог на пустоту".
Здесь тоже срочно надо что-то придумать. Какой-то экономический рычаг, которым можно подковырнуть посредника. В общем, объявляю конкурс. Ничья предпринимательская свобода не оправдана, если она кратно подавляет чужие предпринимательские возможности.