Понедельник действительно начинается в субботу
Экономисты подтверждают связи между культурой досуга и экономическим результатом
Экономисты Университета Луизианы Наджи Моджан и Луиза Погорелова в исследовании «Зачем работать больше? Влияние налогов и культуры досуга на предложение труда в Европе», опубликованном в серии рабочих материалов исследовательской ассоциации NBER, констатируют: культура досуга, принятая в конкретном обществе, действительно определяет готовность уделять работе много времени не в меньшей степени, чем налоги. Исследователи констатируют, что в определенный момент люди, которыми предоставляется возможность больше работать и больше зарабатывать (в том числе налоговыми мерами), в определенный момент начинают ценить оставшееся время на отдых слишком дорого, чтобы рынок и государство имели возможность купить у них дополнительные часы работы.
Экономисты Наджи Моджан и Луиза Погорелова из Университета Луизианы в июньских рабочих материалах NBER демонстрируют, что снижение налоговой нагрузки может стимулировать производительность труда, но только до тех пор, пока налоговые стимулы не столкнутся с культурными препятствиями — среди европейских стран культура досуга является важным фактором, определяющим количество отработанных рабочих часов. В исследовании использованы данные рынка труда European Social Survey 2004–2013 годов. В анализ включены данные налоговой базы 26 стран ОЭСР, а также социально-экономические обстоятельства, материальное положение, история занятости, личные качества резидентов из 35 европейских стран.
В центре внимания традиционного анализа трудового цикла находится соотношение таких факторов, как национальные системы налогообложения, влияние институциональных ограничений, характер системы пособий по безработице. Впрочем, в последние годы к анализу привлекаются и культурные факторы. Эдвард Прескотт, лауреат Нобелевской премии 2004 года, исследовал влияние деловых циклов на экономический рост, объяснив различие количества рабочих часов индивидуальных домохозяйств разных стран Европы и США влиянием налогов и потребления. Господин Прескотт определил, что, чем выше предельная ставка налога на трудовой доход — тем меньше люди работают. Изменения в налоговой политике, с его точки зрения, ведут к меньшей заинтересованности со стороны работодателей и компаний в получении результата деятельности и, следовательно, дохода. В 2006 году Оливье Бланшар (главный экономист Международного валютного фонда в 2008–2015 годах) оспаривал заключение, что теория налогообложения полностью объясняет предложение на рынке труда.
Авторы помимо влияния налоговых ставок обнаружили влияние культуры досуга на предложение рабочей силы, не исключая из анализа личные качества резидента и различные культурные особенности страны проживания и страны происхождения, в частности унаследованные факторы поведения. В исследовании принимали участие 7 тыс. иммигрантов второго поколения из 26 стран Европы — резиденты отвечали на вопросы касаемо их предпочтений в работе и отдыхе. Ученым удалось проанализировать влияние налоговой политики на отношение к труду и предпочтения в отдыхе страны происхождения предков, различия в культуре отдыха. Тем не менее налоговая политика, согласно исследованию, не имеет сиюминутного влияния на рынок труда, эффект можно проследить лишь в долгосрочной перспективе.
Ключевым компонентом работы Моджана и Погореловой является исследование роли в этом вопросе предпочтений респондентов в отдыхе. Ученые фокусируются на анализе различий в рабочих часах между европейскими странами. Разница предельной ставки подоходного налога варьируется между европейскими странами, по данным Организации экономического сотрудничества и развития, что подтверждает связь между ставками налогов и рабочими часами. Например, бельгиец, обремененный предельной налоговой ставкой 57%, работал в среднем 989 часов в 2012 году; португалец при налоговой ставке 41% работал 1237 часов.
Моджану и Погореловой удалось идентифицировать еще одну деталь в сложной системе мотивов, которые определяют, сколько люди работают: отношение к работе и досугу. Ученые обнаружили, что налоги и культура более влияют на совокупность отработанных часов среди женщин. В то время как налоги на трудовые доходы являются значительным фактором на предложение труда у мужчин, культура досуга практически не имеет значения. При этом иммигранты первого поколения в Европе имеют большую склонность к работе, чем второе поколение: можно предположить, что в первом поколении субкультура эмиграции меняет представление о допустимом соотношении труда и отдыха в пользу труда, во втором поколении норма восстанавливается или импортируется из общества, в котором иммигранты ассимилируются, то есть предпочтительное соотношение труда и отдыха является по существу культурной нормой, которую трансформируют, а не определяют напрямую экономические условия труда.
Ученые предполагают, что рост рабочих часов в какой-то момент остановится, потому что люди в определенные момент начинают ценить свой досуг слишком высоко. В такой ситуации условиями экономического роста будут увеличение продуктивности или численности населения. В странах, где культурные ограничения сказываются на экономическом росте, развитие происходит медленнее.