Западный автопром притормаживает в Китае
Компании начали сокращать производство из-за замедления экономики и авторынка
По итогам первой половины года некоторые западные автоконцерны, работающие на китайском рынке, сократили свое производство в Китае из-за снижения продаж и общего замедления китайской экономики. Эксперты считают, что надеяться на улучшение данных во втором полугодии вряд ли приходится.
По данным The Wall Street Journal, ссылающейся на исследование инвесткомпании Sanford C.Bernstein, впервые за долгие годы крупные западные автоконцерны стали сокращать свое производство в КНР. По подсчетам экспертов инвесткомпании, в первом полугодии совокупный коэффициент использования мощностей на заводах 23 крупнейших китайских СП с участием западных автоконцернов впервые сократился ниже 100% — до 94,3%. Годом ранее этот коэффициент составлял 107,4% за счет того, что на некоторых заводах автомобили производились сверх запланированной мощности. Сокращение производства автопроизводителей подтверждается и другими источниками — по данным Ассоциации пассажирских автопроизводителей КНР СП между GM и китайской SAIC в первой половине 2015 года произвело на 2,4% меньше машин, чем годом ранее, а СП между немецкой Volkswagen и местной FAW — на 1,2%.
Информация о сокращении производства появилась на фоне вышедших недавно данных о первом снижении продаж автомобилей в КНР. По данным ассоциации автопроизводителей КНР, в июне продажи новых легковых автомобилей в Китае составили 1,51 млн, что на 3,4% меньше по сравнению с июнем 2014 года. Продажи всех автомобилей в КНР в июне составили 1,8 млн, что на 2,3% меньше, чем годом ранее. До этого автопродажи постоянно росли — в мае рост продаж легковых машин в годовом исчислении составил 1,2%, в апреле — 3,7%. Июньская динамика стала худшей за последние более чем два года. Для стимулирования продаж компании увеличивают скидки: если во втором квартале прошлого года скидки на GM и VW можно было найти в районе 7%, то во втором квартале этого года они уже превысили 10%.
Профессор стратегического управления и исследования развивающихся рынков британской Warwick Business School Камиль Меллахи отмечает, что выходящие в последние время статистические данные «не могут не беспокоить тех, кто надеялся на оживление роста китайской экономики во втором полугодии. Эти данные говорят о том, что пульс страны в работе заводов и фабрик замедляется быстрее, чем ожидалось ранее… Конечно, еще есть довольно много времени, чтобы стимулировать экономику во втором полугодии, но боюсь, что лучших данных мы скоро не увидим».
Если иностранные производители только начали испытывать дискомфорт на китайском авторынке, то в России они чувствуют проблемы уже довольно давно. Российский рынок падает уже два года подряд. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2014 году снижение продаж составило 10%, до 2,5 млн машин, за январь—июль по сравнению с аналогичным периодом прошлого года рынок обрушился на 35%, до 913,1 тыс. автомобилей. Еще в августе прошлого года американская Dodge (входит в Chrysler, сбыт в России исчислялся десятками штук) прекратила продажи в России. На фоне девальвации рубля решение о прекращении продаж в России с 1 января 2015 года приняла входящая в концерн Volkswagen испанская марка SEAT. В марте американский автоконцерн GM объявил о закрытии почти всех производственных площадок в стране, кроме СП с АвтоВАЗом, где собирается Chevrolet Niva. GM решил продавать в России лишь импортные машины премиального сегмента — линейку Cadillac и дорогие Chevrolet, Opel полностью уходит с российского рынка. В начале прошлой недели “Ъ” сообщил о том, что дальневосточное СП «Соллерс-Буссан» по производству внедорожников Toyota Land Cruiser Prado еще 26 июня прекратило выпуск этих машин. Четырехстороннее соглашение о сборке между «Соллерсом», «Соллерс-Буссан», Mitsui и Toyota Motor Corp. уже расторгнуто.