Угольным терминалам тесно в Находке
Инвесторы порта не могут договориться
Как выяснил "Ъ", между группой "Сумма" братьев Магомедовых и "Кузбассразрезуглем" (КРУ) Искандара Махмудова и партнеров обострилась борьба за модель развития транспортной инфраструктуры порта Восточный в Находке. По данным "Ъ", подконтрольный КРУ "Восточный порт" предложил строить часть железнодорожной инфраструктуры за свой счет, отказавшись от аналогичного госпроекта. Государственный проект в первую очередь учитывает потребность в подъездных путях нового угольного терминала "Суммы", который может лишить КРУ фактически монопольного положения в порту.
Замглавы Минтранса Алексей Цыденов в субботу провел в Находке совещание по проекту развития транспортного узла "Восточный--Находка". По данным источников "Ъ", в нем приняли участие крупнейший стивидор порта Восточный АО "Восточный порт" (подконтролен КРУ) и группа "Сумма", которая строит угольный терминал "Северный". По словам собеседников "Ъ", представители АО "Восточный порт" заявили, что "готовы за собственные средства построить два железнодорожных парка в порту" и безвозмездно передать один из них ОАО РЖД. "Такая модель, по мнению стивидора, не потребует дополнительных госинвестиций и позволит отказаться от ряда работ по госпроекту модернизации инфраструктуры",— поясняет источник "Ъ".
Собеседник "Ъ" подчеркивает, что эти предложения "вызвали большой резонанс", поскольку подведомственное Минтрансу ФКУ "Ространсмодернизация" уже реализует проект комплексного развития узла "Восточный--Находка" стоимостью порядка 24 млрд руб. до 2020 года. По данным "Ъ", по проекту уже освоено порядка 3 млрд руб. (подрядчик — входящая в "Сумму" "Стройновация"). Один из источников "Ъ" отмечает, что проект "является комплексным, но в случае ближних железнодорожных подходов в большей степени учитывает потребности угольного терминала "Суммы"". Он должен быть запущен в 2018 году, на первом этапе мощность составит 7 млн тонн, затем 20 млн тонн.
Но и АО "Восточный порт" намерено увеличить мощности к 2017 году до 24,5 млн тонн угля в год, к 2019 году — до 29 млн тонн, а с вводом третьей очереди в 2020 году — до 39 млн тонн. "При ограниченности дальних железнодорожных подходов к портам Дальнего Востока за подъездные пути и в целом за работу в порту идет жесткая конкуренция",— замечает один из источников "Ъ". Другой собеседник "Ъ" говорит: "Фактически монопольное положение в порту позволяет КРУ и "Восточному порту" получать дополнительную прибыль на трейдинге: угольщики вынуждены продавать объемы через трейдера КРУ Carbo One Ltd". Появление терминала-конкурента "может изменить ценовую политику". Еще один собеседник "Ъ" признает: "Госпроект больше ориентирован на терминал "Суммы", но непонятно, что мешает "Восточному порту" реализовать свой проект парков". По его оценкам, проект "Восточного порта" стоит около 5 млрд руб. и не заменит все работы, планируемые "Ространсмодернизацией".
"Мы рады, что активная реализация нашего проекта так оживила других инвесторов, что они буквально в один день решаются дать обещания многомиллиардных вложений",— заявили "Ъ" в "Сумме". Там говорят, что "Сумма" "строит терминал "равного доступа"", а "Восточный порт" — "кэптивный терминал". Гендиректор "Ространсмодернизации" Илья Гудков заявил "Ъ", что в компании "поддерживают проект "Восточного порта"", но не хотят противопоставлять его госпроекту, поскольку последний — комплексный и решает проблемы транспортного узла в целом. В ООО "Управляющая портовая компания" (управляет "Восточным портом") ситуацию не комментируют.
Надежда Малышева из PortNews отмечает, что "в любом случае странно, что государство в проекте полноценно не учло потребности "Восточного порта"", но не исключает, что в итоге проект скорректируют с учетом планов всех стивидоров. Иначе, по ее мнению, "Восточный порт" может реализовать проект раньше "Ространсмодернизации" и выбрать значительную часть объема терминала "Суммы" уже на дальних железнодорожных подходах.