Китайским госкомпаниям готовят чистку
Неэффективные структуры отлучат от льготных кредитов и выставят на продажу
Власти Китая обнародовали новый план проведения масштабной реформы госсектора, которая должна завершиться к 2020 году. Предполагается продажа миноритарных пакетов акций частным инвесторам, закрытие неэффективных и убыточных компаний с консолидацией госактивов в приоритетных отраслях, прежде всего в энергетике, добыче и на транспорте. Реформа назрела — без нее избежать дальнейшего замедления темпов роста экономики КНР вряд ли удастся, полагают эксперты.
"Мы приложим все усилия для очистки госсектора от хронически убыточных госпредприятий — "зомби" — и продажи низкоэффективных госактивов",— заявил вчера замглавы Госкомиссии КНР по контролю за госактивами Чжан Сиу (в ведении этой комиссии находятся 111 крупнейших китайских госкомпаний). Комментарий последовал после публикации ЦК Компартии Китая и Госсовета нового плана реформы госсектора, предполагающего частичную приватизацию и консолидацию госактивов.
Курс на сокращение доли госсектора в экономике КНР был взят еще в ноябре 2013 года. В опубликованном в марте этого года так называемом рабочем докладе премьера Госсовета Ли Кэцяна сокращение госрегулирования было названо среди приоритетов экономполитики. Было заявлено, что реформа позволит госкомпаниям перейти на рыночные условия работы и среди прочего сократит их зависимость от льготного финансирования.
В принятом плане не сказано, когда и какие именно пакеты акций будут приватизированы. Предполагается, что реформа затронет энергетику, добычу, транспорт и телекоммуникации. Частные инвесторы смогут приобрести и облигации госкомпаний. В нестратегических отраслях доступ к активам, как ожидается, получат и иностранные инвесторы. Отметим, впрочем, что реформа не предполагает утраты госконтроля над крупными активами и ключевыми отраслями. "Контроль Компартии должен быть сохранен", указывается в документе. По факту с учетом консолидации доля госсектора в них может даже увеличиться.
"Реформа назрела — управление госкомпаниями в КНР не дотягивает до уровня крупных западных корпораций, и хотя с дешевыми кредитами легко закупать новое оборудование, но эффективно на нем работать не получается, менеджмент госкомпаний фактически не несет конечной ответственности за результат",— говорит директор программ Восточной школы Института востоковедения РАН Владимир Невейкин. Добровольно сокращать долю госучастия компании, по словам эксперта, не спешат, так как она обеспечивает доступ к льготным кредитам госбанков (если составляет 15-20% капитала и выше).
Старший научный сотрудник Центра по изучению политики Китая Ноттингемского университета Великобритании Лай Хун И отмечает, что время для объявления реформы выбрано неслучайно: скептицизм относительно того, будет ли Си Цзиньпин вообще реформировать экономику, нарастает. "Реально с 2013 года реформ в этой сфере не было",— говорит эксперт, отмечая, что, хотя по текстам заявлений нынешнее руководство КНР выглядит более "рыночным", от своих полномочий по назначению глав госкомпаний Компартия Китая никогда не откажется. По словам Александра Апокина из ЦМАКП, привлечение частных, в том числе зарубежных, инвесторов должно помочь реформировать сами госкомпании — проблема финансирования здесь стоит на втором месте. Он полагает, что без реформы вряд ли удастся смягчить нынешнее замедление темпов роста экономики КНР.